Давайте продолжим исследовать нашу жизненную ситуацию. Сегодня нам предстоит самое простое дело: будем рисовать циферки и считать всяческие вещи. Без них анализ ситуации человека невозможен. Именно количественные данные, если их грамотно визуализировать, могут дать новый взгляд на вашу жизненную ситуацию, разнообразные чудеса и инсайты ( если повезёт, конечно).
Напомню, что данная статья - часть большого цикла "Шесть "волшебных" вопросов о вашей жизни", где даются простые и подходящие для самостоятельной работы методы анализа своей ситуации, прежде всего, визуальные методы. С их помощью вы сможете анализировать свои конкретные ситуации, сможете понять свою жизнь и процессы в ней происходящие и, главное, получите данные для принятия решений. Первая статья цикла
Вторая статья
Итак, вернемся к теме этой статьи и начнем считать. Почему считать так важно? Да потому, что как говаривал великий физик Нильс Бор: «Ничто не существует, пока оно не измерено!»
Это утверждение прекрасно приложимо и к нашей жизни. В этой статье мы будем измерять и сравнивать разные аспекты нашей жизни, которые вы считаете важными и которыми хотите управлять.
Кстати! Надо понимать, что мы можем измерять не только реально измеримые вещи, такие как время и деньги, но и те, которые на первый взгляд измерению не подлежат. Например эмоции, знаки внимания, настроение и тому подобные штуки. Все эти вещи мы будем измерять качественно. Например присваивать им баллы по пятибалльной (или любой другой) шкале.
Что и как можно посчитать? Превращение эмоций, состояний, событий в количественные данные с помощью визуальных технологий.
Вот, например, Лиза из нашего примера. Она решила «померить» свои эмоции. Всё свои возможные эмоциональные состояния она разбила на пять категорий:
Рис.1
Она стала наносить их на вот такой график (при этом она фиксировала свое эмоциональное состояние вечером, перед сном):
Рис.2
Сразу видно, что в конце почти каждого дня Лиза находится в негативном состоянии. Это всего лишь мрачная констатация факта. И пользы от нее крайне мало. Можно ли получить из подобного графика больше информации? Можно. Но нужно больше данных!
Лиза стала фиксировать эмоции не в конце дня, а чаще: утром, два раза днем и вечером. Получилось такая картина:
Рис.3
Внимательно поглядев на график, Лиза поняла, что чаще всего ее настроение портится во второй половине дня. И практически гарантированно, вечером:
Рис. 4
Что происходит в это время? Лиза занимается домашним хозяйством и воспитанием Феди. И делает она это в режиме «нон стоп». Естественно, она устает и у неё портится настроение. Значит… надо запланировать себе короткие перерывы для отдыха. А еще лучше, если наполнить их чем-то приятным.
Теперь перейдем к порче настроения вечером. В это время домой приползает замученный на работе Вася. Что происходит в этот момент? Усталая и недовольная Лиза немедленно требует от него помощи в домашнем хозяйстве и помимо этого, вываливает ему на голову тонну упреков и жалоб.
Сухой график эмоций показывает то, что есть. И у Лизы появляется возможность увидеть тенденции, которые существуют в ее жизни. И, заодно, подумать о том, что будет, если эти тенденции продолжатся.
Очень важный момент. Если каких либо цифр у вас нет, не верьте своим воспоминаниям и впечатлениям! Проверьте, поставьте эксперимент, запишите данные. И, во многих случаях, будете очень удивлены.
Однако, порой, бывает полезно сначала нарисовать диаграммы с точки зрения того, что вам кажется, а потом, провести эксперимент и посмотреть что есть на самом деле. Эта процедура может подарить вам массу интересных открытий про себя и свою жизнь.
Что еще важно в измерениях и числах? То, что сами по себе они для нас могут нести мало смысла. Смысл и значение появляются тогда, когда мы эти значения начинаем сравнивать с другими.
Вася, например, сделал диаграмму, где каждый день отмечал количество приятных и неприятных дел, которые ему приходится делать на работе и дома.
Рис.5
Результаты впечатляющие. Глядя на них, Вася задумался о том, что происходит и, самое главное, почему. У него появилась возможность не просто эмоционально реагировать, а принять решения и начать менять эту ситуацию.
В каком еще виде можно отображать количественные данные?
В каком угодно, главное требование — наглядность. Можно, например, воспользоваться круговой диаграммой, которая похожа на нарезанную на неравные части пиццу.
Рис.6
Такая форма представления данных позволяет моментально сравнить различные величины.
На этой диаграмме Вася изобразил, сколько времени в день на самом деле занимают «неприятные» дела, которыми его нагружает Лиза, по сравнению со всей его дневной активностью. И тут его ждал большой сюрприз. Оказалось, что все эти дела занимают намного меньше времени, чем ему казалось.
Что еще можно померить и визуализировать?
Автор статьи-
Михаил Казанцев - писатель, иллюстратор, коуч, физик-экспериментатор, психолог. Создатель системы визуального анализа ситуаций и принятия решений Visual Tools и автор сотен забавных рисунок и инфографики, которыми иллюстрирует каждую свою статью.
Убежден, что саморазвитие начинается с критического взгляда на существующие правила и мемы. Автор диссертации «Субъективное пространство ситуации» и делового бестселлера «Школа B2B продаж. От понимания ситуации клиента к сделке». Создатель блога «Процветание. Новый взгляд», который помогает построить свое субъективное счастье и процветание, свободное от устоявшихся мифов, мемов, давления СМИ и ложного понимания успеха.