Российская недвижимость / Загородная недвижимость » Новости

Загородные дома на лето арендовать непросто

Тенденция наступающего сезона отпусков: многие жители нашей страны отказываются от отдыха за рубежом, предпочитая оставаться в родных пенатах. Спрос на аренду дач растет. Казалось бы, для агентств недвижимости наступает золотое время. Но так ли это? Что удалось выяснить корреспонденту “НГ”?

Непродолжительный серфинг по интернету выводит на сайты объявлений. Там можно не только узнать стоимость и условия аренды, но и почитать описание, посмотреть фотографии предлагаемой недвижимости. Правда, предприимчивый хозяин может десятками предложений описывать все прелести жизни на лоне природы, но, как показывает практика, ни словом не обмолвиться о недостатках.

Дача в 10 километрах от Минска. Деревянный дом с 6 комнатами, сауной, камином. Во дворе плодовые деревья, ягодные кусты. Беседка для отдыха оборудована мангалом. Цена заставляет призадуматься — 700 рублей в месяц, а срок аренды — с мая по сентябрь. Но заманчивые “идеальные условия для дачника” заставляют отправиться на более детальную разведку. Подъездные пути к дому плохие — либо убивать подвеску личного авто, либо добираться на рейсовом автобусе, а последние 700 метров идти пешком. Желательно в сапогах. Сруб дома староват, внутри сыро, территория обнесена унылым решетчатым забором. Покопаться на грядках тоже не получится — все 6 соток земли заняты постройками и газоном, а также пресловутыми кустами и деревьями.

Что в сухом остатке? Сожжено топлива на 50 километров. Авто — на мойку. А главное, потрачен самый ценный ресурс — время. И все это безрезультатно.

Обзвон других предложений демонстрирует примерно такую же картинку. Сколько земли? 10 соток, но под земледелие ни клочка. Все коммуникации есть? Разумеется. Правда, вода из скважины соседа. Когда он уезжает, воду перекрывает. Место отдыха имеется? Да. Только мангал, стулья и прочее придется привезти с собой. Цены стандартные — 600—700 рублей в месяц со всеми коммуникациями в доме и 200—300 — за домик для сезонного проживания с удобствами на улице. Но, чтобы подобрать себе оптимальный вариант дачи, придется затратить на поездки и осмотры не один день.

А что агентства недвижимости? Учитывают ли они сезонный интерес наших граждан? Звоню в одно из них, широко разбросавшее по сети интернет объявления об арендных дачах. Говорю, что хочу снять домик в деревне. С мая по сентябрь. Для семьи с маленькими детьми. Диалог примерно следующий:

— Какой суммой располагаете?

— Я думал, вы мне предложите какие-то варианты.

— 400—500 у. е. в месяц.

— У вас на сайте есть предложения по 150—200 долларов...

— Вам не подойдет. Там туалет на улице, в доме печное отопление.

Вот так риэлтер по телефону определил мой статус. Что ж, обсуждаем детали сотрудничества. Мне нужно заключить с агентством договор и заплатить за услуги 115 рублей. Взамен получу список адресов и контактов арендодателей. На этом, к сожалению, перечень услуг бизнесменов заканчивается. Фотографий предлагаемых домов нет. Специалисты агентства вообще не выезжают на предварительный осмотр объекта. Сопровождать сделку тоже никто не будет: “Никто из нас в деревни не ездит! Вы что, думаете, за эти несчастные 100 рублей риэлтер будет километраж наматывать?”

Агенты ищут информацию об арендодателях в открытом доступе и просто забивают адреса в базы. Знакомая всем, кто хотя бы раз пытался снять квартиру через агентство по предоплате, ситуация.

Со своей грустной, но абсолютно типичной историей в редакцию обратился 43-летний минчанин Игорь Поликарпов. Он планировал арендовать дачу в 50-километровой зоне столицы. “Мне хотелось найти живописное место, где я со своими детьми мог бы провести теплое время года”. Обратился в агентство недвижимости. Игоря радушно приняли в офисе, предложили заключить договор на оказание услуг. Взяли все те же 115 рублей. А взамен вручили список из семи номеров телефонов. “Спрашиваю у агента: будет ли он сопровождать меня во время осмотра домов, поддерживать при заключении сделки? В ответ обидное по смыслу: “А больше вы ничего не хотите?” За что я заплатил деньги, причем немалые?” — возмущается Игорь Поликарпов.

Из семи представленных адресов четыре были фейковыми. Дачи давно сданы в аренду. Приглянулся вариант в Раубичах. И лес рядом, и даже озеро с участка видно. И цена — 100 долларов. Но на поверку участок оказался заросшим бурьяном. В покосившемся доме из мебели лишь армейские кровати со слежавшимися матрацами да пара колченогих стульев. Условия подходят разве что для любителя “выживать”, а не для семьи с детьми.

— Еще один вариант — в деревне Залесье, в 29 километрах от кольцевой. И лес, и трасса рядом, и до озера 4 километра, — говорит Игорь. — С владельцами связаться так и не смог, поехал смотреть сам. Увидел унылый дом, запущенный участок, раскисшие дороги. Наконец, дача в Лапинцах по Гродненской трассе. Домик в деревне, много земли, фруктовый сад, неподалеку река. Хозяйка просит 150 у. е., но предупреждает, что вода на улице в скважине, а печку в доме нужно подмазать — коптит.

Собеседник говорит, что последний вариант его более или менее устраивает. Скорее всего, оттого, что альтернативы нет. Интересно, что его договор с агентством действует один месяц. “Что дальше? Разумеется, буду требовать от риэлтера дополнительных действий. Только вот смогу ли повлиять на систему? У меня сложилось стойкое впечатление, что наши агенты близоруко преследуют единственную цель — заставить подписать договор и заплатить за эфемерные услуги. Как долго при таком подходе продержатся агентства на рынке? Недолго. А ведь работай они цивилизованно, оказывай весь пакет заявленных услуг, клиент охотно заплатил бы гораздо больше”.

Риэлтерские фирмы по предоплате и их методы работы уже набили оскомину. Но компании, работающие по факту и оказывающие своим клиентам всяческую поддержку вплоть до помощи в проведении сделки, можно пересчитать по пальцам. Более того, некоторые из солидных контор вообще не интересуются темой аренды домиков в деревне или держат ее на позиции “побочной” деятельности.

Например, представители солидного агентства “Мольнар” категорически заявили, что с дачами не работают: “Мы помогаем нашим клиентам снять загородный дом. Но это недвижимость, имеющая статус коттеджей и сдающаяся не на сезон, а на длительный срок”. Имеющее массу положительных отзывов агентство “Твоя столица” готово взяться за нелегкое дело аренды домика в деревне. Более того, при осмотре каждого варианта обязательно будет присутствовать представитель фирмы. Правда, вряд ли этих вариантов будет много. В списке актуальных предложений на сайте “Твоей столицы” сотни домов, но под категорию “дача” практически ни один из них не подходит — сплошь коттеджи.

Директор агентства недвижимости “Загородный дом” Владимир Чернушевич говорит, что сегодня выгоднее купить дом, чем снимать его:

— За 6—8 тысяч долларов можно подобрать достойный вариант. Подсчитайте сами: это сумма, которую арендатор потратит за съем чужого дома в течение 3—4 сезонов. Так зачем же отдавать деньги кому-то, если их можно потратить на свое?

Но люди разные. Кто-то наверняка не хочет привязаться на всю жизнь к одному наделу. В этом году любителю природы приглянулся, например, юг страны, окрестности Припяти. А в следующем, не исключено, он захочет провести лето севернее, на Браславских озерах. Что делать? Искать домик в аренду и опять сталкиваться с муками. Нет, не выбора, а поиска хотя бы одного-двух адекватных вариантов. Впрочем, вполне вероятно, что через несколько месяцев все агентства будут вынуждены начать работу более цивилизованно. Если не добровольно, то в принудительном порядке.

Член межведомственной рабочей группы по выработке предложений по корректировке Указа Президента № 15 “О риэлтерской деятельности”, председатель Союза риэлтерских организаций Виктор Шанюкевич отмечает, что проект изменений в законодательство уже подготовлен.

— После вступления изменений в силу (а это дело 2—3 месяцев) деятельность агентств, работающих по предоплате, исчезнет как таковая. Требовать оплату услуг по аренде они смогут на основании заключенного с риэлтерской компанией договора лишь после того как потребитель арендовал объект недвижимости из представленного перечня. Хочет того бизнес или нет, но ему придется работать более активно, иначе потеряет потребителя. Перед тем как предлагать “товар”, риэлтер должен подготовить его к продаже. Сделать фотографии, пообщаться с владельцем, подробно расспросить обо всех нюансах и условиях. Если уж очень лень колесить по дачным кооперативам и деревням, необходимо просить владельцев представить фотографии, видео, описание. Чтобы хорошо работать, в дело нужно вкладывать больше усилий. Сейчас же налицо неправильная экономия затрат, приводящая к краткосрочным выгодам, но неуклонно ведущая к потере доверия и оборотов.


Печать