Металлургический бюллетень » Новости

Литий ценный, доступный, сверхконкурентный

В 2021 году мировой рынок лития после небольшого затишья, вызванного пандемией, вновь оказался в центре всеобщего внимания. Всемирная гонка за электромобильным будущим привела к тому, что цены на самый легкий металл взлетели до небес. Спрос растет, но хватит ли ресурса?

Литий-ионные аккумуляторы играют ключевую роль в технологическом развитии современного мира, совершив настоящую революцию среди накопителей энергии в начале 1990-х годов. Спрос на литий в аккумуляторной индустрии с каждым годом увеличивается, становясь основным сегментом применения данного металла. Об этом свидетельствуют и данные, предоставленные Геологической службой США (USGS): до 2016 года среднемировая доля потребления лития аккумуляторной промышленностью не превышала 40%, а в 2020 году — уже перевалила за 70% (рис. 1).

Высока вероятность, что в 2022 году эта доля достигнет 75%, а, по прогнозам McKinsey (международная консалтинговая компания), к 2030 году на аккумуляторную промышленность будет приходиться и вовсе 95% мирового потребления лития.

Основным драйвером потребления литий-ионных аккумуляторов в последние годы стало растущее производство электромобилей. В 2021 году их продажи достигли нового рекорда — 6,6 млн (включая гибриды), что составляет почти 9% мирового авторынка, сообщается в отчете Международного энергетического агентства (IEA), опубликованном в мае 2022 года (рис. 2).

По прогнозам некоторых экспертов, ожидается, что в 2022 году в мире реализуют 10,6 млн автомобилей «на батарейках» массой в десятки и сотни килограмм. Из них число транспортных средств исключительно на аккумуляторных источниках питания (BEV) составит 8 млн, а гибридных автомобилей (PHEV) — 2,6 млн. Всего в мире к 2023 году транспортных средств обоих типов будет эксплуатироваться около 27 млн. Промежуточные результаты первого полугодия 2022 года подтверждают эти оптимистичные прогнозы: за данный период количество проданных электромобилей составило 4,2 млн единиц. Также, по мнению IEA, доля машин на электротяге вырастет в 2022 году до 13%.

В Китае, невзирая на все экономические проблемы (кризис недвижимости, ограничения, связанные с COVID-19), количество выпущенных электромобилей в первом полугодии 2022 года увеличилось на ошеломляющие 113%. Особенно отличилась китайская компания BYD, которая увеличила продажи более чем в 4 раза, до 641 тыс. единиц (с учетом 315 тыс. PHEV), что вывело ее на первое место в глобальном рейтинге продаж. Однако, если считать чисто аккумуляторные BEV, то Tesla по-прежнему лидирует с большим отрывом — 565 тыс. единиц, поставленных в первом полугодии 2022 года.

Российский рынок электротранспорта, несмотря на регулярный рост продаж с 2017 года, весьма заметно отстает от мирового. В 2022 году в России, по данным аналитического агентства «Автостат», зарегистрировано около 16,5 тыс. электромобилей (0,025% от всего автопарка страны), но в совокупности с гибридными автомобилями эта цифра вырастает до 180 тыс.

Эксперты ожидают расширения объёмов и линейки моделей электромобилей, а также вхождения на рынок лития новых потребителей в течение ближайших лет. Напомним, что в мире (особенно в Китае) устойчиво растет производство литиевых аккумуляторов для питания электронных устройств.

Сколько же лития в таком случае потребуется миру? Прогнозы на этот счет разные. Например, специалисты из McKinsey считают, что общая потребность в литии продолжит расти на 25% в год и к началу следующего десятилетия достигнет 3,3—3,8 млн т эквивалента карбоната лития. У консалтинговой компании Benchmark Mineral Intelligence есть мнение, что к середине века потребуется уже более 11 млн т карбоната лития, чтобы удовлетворить спрос со стороны производителей накопителей энергии и электромобилей. Причем ожидается, что к 2040 году почти 20% литиевых соединений будет производиться из переработанных батарей или технологического лома.

За последний год цена на этот металл выросла в 5 раз, за полтора года — на порядок, что отражает растущее беспокойство потребителей по поводу его доступности (рис. 3).

Восходящий тренд ценовых котировок литиевой продукции можно было наблюдать с начала 2021 года по I квартал 2022 года, чему, естественно, способствовал активный рост продаж электромобилей в мире по мере того, как страны начали восстанавливаться после пандемии коронавируса. К апрелю 2022 года спотовая цена на карбонат лития (наиболее востребованное сырье) поднялась до уровня выше $78 за кг ($13,6 за кг год назад). Однако ограничения в Китае из-за новой волны COVID-19 повлияли на производственные цепочки, и уже в II квартале он начал дешеветь, закрепившись на уровне $70 за кг.

На данный момент цены снова растут и добрались до рекордных отметок, слабо реагируя на ужесточение мировой денежно-кредитной политики и прочие геополитические факторы. Значительную поддержку им оказало решение правительства Китая вновь продлить налоговые льготы на покупку транспортных средств на новых источниках энергии до конца 2023 года.

При этом колебания цен на кобальтат лития (прямое сырье для производства катодов аккумуляторов) преимущественно связаны с изменениями стоимости кобальта. В 2021 году электромобили впервые стали главным источником спроса на этот материал, обогнав смартфоны. Пиковые значения цен пришлись на март—апрель 2022 года, кобальтат лития в этот период торговался на уровне $90 за кг.

Цены на металлический литий имели тенденцию к понижению на протяжении нескольких лет, но, начав расти в сентябре 2021 года ($120 за кг), спустя примерно полгода вышли на максимальную отметку вблизи $470 за кг.

далее на https://www.metalbulletin.ru/a/335
Просмотров: 160

Печать