В России растут объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог. Благодаря масштабной государственной поддержке отрасли удалось в запланированных объемах сохранить темпы финансирования дорожной отрасли, в том числе привлечение частных инвестиций.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента организации Андрей Заикин отмечает: «Современная дорога — это инженерное сооружение с комплексом высокотехнологичных инженерных устройств, а дорожная отрасль — сложный организм, который, помимо строительства, включает эффективную эксплуатацию.
По данным Минтранса РФ, общая сеть федеральных дорог в России составляет более 61 000 км. С целью опережающего развития эффективной транспортной системы каждый день в России строят 6,5 км автодорог, ремонтируют 167 км, и уже за последние шесть лет, по заявлению главы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Романа Новикова, построено 150 тыс. км автомобильных дорог и уложено более 1 млрд кв. м асфальтобетонных покрытий. Кроме того, в нормативное состояние приведено 85% федеральных и 54,9% региональных дорог.
В рамках транспортной стратегии до 2030 года стратегической целью развития транспортной системы РФ является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах. Планируется повысить расходы на федеральные дороги в рамках «Инфраструктуры для жизни» с 732 млрд руб. в 2025‑м и до 1,24 трлн руб. в 2028‑м, а в последние два года шестилетнего периода они будут находиться на уровне 1 трлн руб. В то же время расходы на региональную и местную дорожную сеть будут расти в среднем на 7% ежегодно: с 337,4 млрд руб. в 2025 году до 453,9 млрд руб. в 2030‑м.
Один из самых объемных инвестиционных проектов РФ (128,9 млрд. рублей) — строительство начатого в конце 2024 года Южного обхода Саратова с вантовым мостом через Волгу, протяженностью 45 км. Мост будет включать в себя русловую переправу и железобетонные мосты длиной более километра. Строительство Южного обхода Саратова будет состоять из таких этапов: строительства и реконструкции федеральной трассы А-298 «а/д Р-208 «Тамбов - Пенза» - Саратов - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан» и возведения моста через Волгу.
Реализация данного проекта даст возможность объединения центра города с внешней автотранспортной инфраструктурой Саратовской агломерации, создаст условия для свободы передвижения жителей города, увеличит транспортную доступность. Завершение строительства данного объекта в соответствии с плановыми показателями и вводом в эксплуатацию в 2027 году позволит замкнуть автодорожное кольцо вокруг Саратовской агломерации, частично разгрузить СКАД (саратовскую кольцевую автомобильную дорогу) в направлении транзитного движения.
Саратовская область в реализации дорожного нацпроекта показывает один из лучших результатов. К настоящему времени было приведено в надлежащее состояние значительное количество дорожных объектов: дороги Новоузенск — Основной (5 км), подъезд к селу Пинеровка (7 км), трасса Саратов — Тепловка — Большой Карабулак — Свободный (7,5 км), дорога Ершов — Орлов Гай (17,8 км), подъезды к рабочему посёлку Мокроус, объезд Романовки и транзитный путь в Татищево. Отремонтировано 20 мостов и путепроводов, трассы Пугачёв — Перелюб (110 км), Балаково — Ершов и Балаково — Духовницкое.
Как отметил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин: «Вопросы и требования к безопасности — это не только ямы и ухабы, это не только разметка. Это и инфраструктура придорожного сервиса, медицина, устойчивая связь, освещение и многое другое, от чего зависит безопасность наших дорог». По прогнозам только пассажирский поток, не считая грузовых перевозок, в России к 2035 году может вырасти до 700 млн. человек. Дальнейшее продолжение работы предстоит в направлении соблюдения требований безопасности при проектировании и строительстве дорог, развития инфраструктуры и повышения уровня сервисного обслуживания».
Фото — Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области