ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Ситуация до внедрения
АО "Калининградский янтарный комбинат" образовано 21 июля 1947 года на базе Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Янтарный комбинат является флагманом янтарной промышленности России, интегрированный в систему международного производства и оборота янтаря и янтарной продукции. На долю предприятия приходится около 65% мирового рынка янтаря. На территории Калининградской области сосредоточено порядка 90% мировых янтарных запасов, возраст которых превышает 50 миллионов лет. Добыча ведется открытым способом в Приморском карьере – самом большом янтарном карьере в мире. Ежегодный объем добываемого янтаря в среднем составляет 400 тонн. В 2020 году Янтарным комбинатом поставлен исторический рекорд добычи янтаря-сырца 525 тонн, никогда прежде не добывался такой объем солнечного камня.
Янтарный комбинат – единственное в России и крупнейшее в мире предприятие, ведущее промышленную добычу янтаря. В 2014 году, согласно указу президента Российской Федерации Владимира Путина, Янтарный комбинат был передан под управление Государственной корпорации "Ростех". Тогда же был дан старт преобразованиям, нацеленным не только на модернизацию предприятия, но и на развитие янтарной отрасли. В 2020 году был сделан очередной серьезный шаг на пути к дальнейшему развитию – 1 июля АО "Калининградский янтарный комбинат" вновь приобрел статус предприятия полного цикла, присоединив дочернюю ювелирную компанию АО "Янтарный Ювелирпром", специализирующейся на производстве готовых янтарных изделий и полуфабрикатов. Объединение позволило направить дополнительные средства на расширение ювелирного производства и создание новых рабочих мест.
Длительная и сложная процедура присоединения привела к необходимости создания единой системы управления объединенным предприятием. Однако производственные процессы Комбината предъявляли ряд специфических требований к системе учета.
Янтарный комбинат относится к добывающей отрасли. Расположение карьера выбрано на основании выполненных геологоразведочных работ до начала разработки месторождения. Разработка карьера осуществляется следующим образом: выполняется разработка вскрышных пород и их перемещение в отвал, вследствие чего обеспечивается доступ к янтареносной породе. С помощью экскаватора-драглайна выполняется разработка янтареносной породы и складирование ее в конус, после чего водой янтареносная порода размывается, а образовавшаяся смесь грунта, воды и янтаря (пульпа) откачивается насосами на комплекс извлечения янтаря, где производится извлечение и промывка солнечного камня водой от песчаных и глинистых частиц. Далее осуществляется сортировка янтаря (по весу, размерам, цвету и т.д.) и направляется в ювелирное производство или на оптовую продажу.
Отправной точкой проекта был разнородный ИТ-ландшафт, состоящий из отдельных ИТ-систем двух предприятий. На одном из них использовалась система "1С:Управление производственным Предприятием 1.3", а на другом предприятии – частично внедренная "1С:ERP Управление предприятием 2", также работала отдельная программа для учета производства ювелирных изделий из янтаря на платформе "1С:Предприятие 7.7". С одной стороны, нужно было в кратчайшие сроки отказаться от старых программ. С другой стороны, необходимо сохранить преемственность с исторической системой управления".
Рассматривались различные варианты новой системы, включая продукты крупнейших мировых вендоров. Окончательным решением по совокупности факторов стала система "1С:ERP".
Подрядчиком был выбран Внедренческий центр "Раздолье": решающим фактором стал значительный опыт компании в автоматизации производственных предприятий.
Уникальность проекта
Производственные и учетные процессы комбината существенным образом отличаются от тех, что являются типовыми для многих промышленных предприятий. С одной стороны, производство ювелирной продукции подразумевает жесткий контроль за расходом сырья. А с другой стороны, в процессах высока доля неопределенности из-за неравномерности залегания янтареносной породы.
Проект автоматизации не сводился к чисто технической задаче внедрения новой ИТ-системы. Он предполагал существенную консалтинговую часть по выстраиванию единых учетных процессов и процессов планирования. В первую очередь, нужно было совместно с заказчиком придумать новые процессы контроля и управления, а уже затем реализовать это в ERP-системе.
Из-за довольно высокой сложности проект автоматизации был разбит на несколько очередей.
Задачи первой очереди – учетные: оперативный ввод первичных документов и сбор затрат, сквозной расчет себестоимости готовой продукции, единый бухгалтерский и налоговый учет.
В ходе проекта, связанного с объединением двух предприятий, актуальна задача унификации: учетных правил, классификаторов статей расходов и т.п. Вопрос унификации – не столько технический, сколько организационный. Нужно чтобы учетные службы предприятий договорились о единых правилах игры. Исполнитель в этом процессе выступал в роли модератора и технического консультанта.
Вначале был унифицирован план счетов, статьи доходов и расходов, а также статьи движения денежных средств. Это было достаточно легко: за основу были взяты правила учета, которые работали на Янтарном комбинате, которые были перенесены с определенными модификациями на остальные направления деятельности. Также достаточно просто решился вопрос с унификацией справочников, так как Комбинат и его дочерняя компания работали с разными группами контрагентов.
Сложности возникли с дублированием номенклатуры, так как АО "Калининградский янтарный комбинат" и АО "Янтарный Ювелирпром" работают с янтарем. Более того, у предприятий были разные требования к этому справочнику, например, отличались единицы измерения.
В итоге справочник номенклатуры был разбит на группы. И по каждой из них принималось отдельное решение о том, как будет проходить унификация. Где-то за основу брался исторический справочник одного из предприятий, где-то информация объединялась, приходилось использовать полуавтоматический или ручной режим исключения дубликатов. А где-то производилось дозаполнение карточек справочника одного из предприятий по информации другого. После завершения всех мероприятий специалисты ВЦ "Раздолье" подготовили техническое решение для загрузки начальных данных в новую систему.
Публикации о проекте
Дополнительная информация к описанию проекта
В ходе проекта специалистам были решены некоторые специфические учетные задачи.
Эти специфические учетные задачи были успешно решены с минимумом доработок типовой конфигурации "1С:ERP".
Результаты проекта
Специалисты подрядчика выполнили следующие работы:
Всего в рамках проекта были автоматизированы следующие функциональные участки:
Масштаб проекта
Внедренные программные продукты 1С:ERP Управление предприятием : · Управление продажами· Управление закупками· Управление складом и запасами· Управление производством· Управление автотранспортом· Учет драгоценных металлов· Управление затратами и расчет себестоимости· Бухгалтерский и налоговый учет· Управление персоналом и расчет заработной платы Архитектура решения и масштаб проекта
Сервер приложений и базы данных:
Четырехпроцессорный сервер:
Параметры рабочих мест: процессор Core i3, 4 Гб ОЗУ.
Используется стандартная трёхзвенная архитектура:
Количество автоматизированных рабочих мест: 100
100
СУММАРНОЕ КОЛ-ВО АРМ, ШТ.
1
КОЛ-ВО ВНЕДРЕННЫХ РЕШЕНИЙ 1С (ТИПОВЫХ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ, ОТРАСЛЕВЫХ) В РАМКАХ ПРОЕКТА, ШТ.
9
КОЛ-ВО ВНЕДРЕННЫХ ПОДСИСТЕМ ОТДЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ 1С, ШТ.
3
Оптимальность трудозатрат и эффективность внедрения
20
СКОРОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ, АРМ/МЕС
12000
СУММАРНОЕ КОЛ-ВО ЧЕЛ.-ЧАС. ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ
120
ТРУДОЗАТРАТЫ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ В РАСЧЕТЕ НА 1 АРМ, ЧЕЛ.-ЧАС.
4
Сроки и качество
0%
ОТКЛОНЕНИЕ ПО СРОКАМ, %
0%
ОТКЛОНЕНИЕ ПО БЮДЖЕТУ, %
10
СООТВЕТСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕДРЕННЫХ РЕШЕНИЙ И ЗАДАЧ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, БАЛЛОВ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
10
ОБЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ УСЛУГАМИ ПАРТНЕРА, БАЛЛОВ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
5
Экономический эффект от внедрения
20%
УСКОРЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, %
20%
УСКОРЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ, %