Переход человечества к модели устойчивого развития требует новой, «зеленой» парадигмы развития, а также интеграции экологических проблем в более широкий круг вопросов, включая экономические, социальные и охраны здоровья.
Российский опыт показывает, что прикладное значение риска многогранно. Законодательная база является основным стимулятором для реализации теории рисков на территории современной России. В первую очередь основные положения отражены в законах о санитарно-эпидемиологическом благополучии и о техническом регулировании. В положении о социально-гигиеническом мониторинге отражается прикладной аспект теории рисков в части управления качеством окружающей среды и здоровья населения. Принципы санитарного зонирования территорий, обоснования достаточности размеров санитарно защитных зон и возможности их сокращения для предприятий и групп предприятий I и II классов опасности прописано в соответствующих санитарных нормах и правилах.
Особую актуальность данные вопросы имеют для староосвоеных территорий, где промышленные площадки выбирались без учета экологических факторов. С интенсивным ростом городов многие промышленные площадки оказались внутри жилых территорий. В настоящее время многие проблемы вызваны тем, что долгие десятилетия, градостроительные механизмы работали, по сути, «от обратного» — не от населения и их действительных нужд, а от крупного промышленного производства, считавшегося основной базой градостроительного потенциала и используя принцип «город для производства».
Эффективным инструментом для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения является принятие обоснованных решений по планированию городского пространства, в частности, обоснованное расположение промышленных объектов с тем, чтобы создаваемые ими загрязнения не оказывали влияния на проживающее вблизи население и не создавали неприемлемых экологических рисков для здоровья.
Правильное содержание промышленной зоны существующего предприятия или группы предприятий позволит в значительной мере повысить санитарно-эпидемиологическую безопасность населения и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
С целью повышения надежности и эффективности системы мероприятий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, осуществлением эффективной природоохранной политики и поддержки развития эффективных механизмов управления качеством среды обитания человека, НПП «Кадастр» в течение ряда лет выполнялись исследовательские работы по оценке риска для здоровья населения. Такие подходы рассматривались с позиции устойчивого развития и «зеленого роста» городской территории на локальном уровне.
Рискологическая практика управления, показанная
Основные задачи НПП «Кадастр» — обоснование размеров
В целом, учет здоровья населения и среды обитания во всех стратегиях является ключевым подходом к устойчивому развитию и «зеленому росту» и является обязательным условием для его реализации и обеспечения. Для улучшения ситуации необходимо снижение уровней потребления при одновременном, стимулировании разработки и внедрения здоровых и «зеленых» технологий в области энергетики, транспорта, жилищного обеспечения, городского управления и сельского хозяйства, так же как и в секторе здравоохранения.
Устойчивое развитие требует нового подхода к менеджменту здоровья и окружающей среды.
Источник: «НПП «Кадастр» -