Воздействие человека на окружающую природную среду сегодня стало сравнимо с геологическими процессами, поскольку биогеохимическая роль человека за последние столетия стала значительно превосходить роль других, даже наиболее активных в биогеохимическом отношении организмов.
Обеспокоенность о будущем Земли и человеческих сообществ способствовала появлению и развитию концепции устойчивого развития, подходы которой все шире используются на всех уровнях территориальной организации в стратегическом планировании.
Острая социально- и экологически-опасная потеря устойчивости сегодня часто наблюдается на территориях, где активно ведется или велась ранее разработка минерального сырья. Следствием вмешательства в природу становится последовательное нарастание возмущений и изменений в экосистемах. На таких антропо-измененных территориях возрастают риски потери жизнестойкости, масштаб и острота негативных последствий которых часто выявляется слишком поздно, когда что-то исправить уже невозможно. Как показывает история, становятся необходимыми огромные затраты на предотвращение катастрофических событий или ... переселение людей. Заброшенные в древности города и поселения являются примером подобного развития событий.
Предлагаемые действия по снижению риска катастроф в настоящее время систематизированы в Сендайской рамочной программе по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., где были выдвинуты четыре основных приоритета деятельности:
Сохранение устойчивости экосистем в качестве важнейшей проектной инженерной задачи стало рассматриваться относительно недавно, в конце 20 века, по мере нарастания внимания к экологическим рискам, а также осознания того, что нетронутых участков девственной природы почти не осталось, а те, которые еще сохранились, требуют охраны. Инженеры столкнулись с проблемой недостаточности знаний об измененных, модернизированных человеком в явной и неявной формах экосистемах и методах их восстановления. В антропо-измененных экосистемах человек стал рассматриваться в качестве важнейшего системообразующего элемента, который, будучи наделен проектным мышлением, активно воздействует на процесс их саморазвития.
Реализация этих принципов предполагает глубокие изменения основных общественных институтов, технологии, политики, образа жизни и мышления, и требует корректировки проектного подхода с использованием нового терминологического аппарата для описания отношений в сложной неравновесной системе «Общество — Природа».
Несмотря на то, что поле реализации такого междисциплинарного подхода в проектной деятельности еще точно не сформировалось, он получила широкое признание. Торможение процесса связано с тем, что выявилась потребность в существенном сдвиге восприятия, переходе к системному мышлению — от частей к целому, от объектов к взаимоотношениям. В проектировании это означает акцентирование внимания не на описание объектов, а на изучение сетевых взаимодействий: выявление тенденций их развития, количественных и качественных характеристик. Важнейшей формой таких взаимоотношений следует назвать получение человеком (сообществом) услуг экосистем, которые они оказывают человеку (например, «услуг» по очистке-фильтрации воздуха деревьями, в результате чего обеспечивается чистый атмосферный воздух), а также отдельных элементов экосистемы (например, в виде физического состояния и структуры горных ландшафтов, обеспечивающих красивые виды).
В современном мире проектировщики не должны предлагать такие решения, внедрение которых вызовет деградацию природы или рост нищеты населения, ибо подобные подходы оказываются «неустойчивыми». Исходной позицией входа в цикл проектирования
Говоря об
В заключении следует отметить, что потребность в новом подходе к проектированию антропо-измененных экосистем актуализирует проблему образования в интересах устойчивого развития, поскольку
Источник: «НПП «Кадастр» -