Распечатать

Федор Михайлович Достоевский — проповедник свободы и гуманизма, пророк новой философии русской души

Елена Лебедева 25 ноября, 22:50

«Все хваленые блага цивилизации и высокопарные рассуждения о высшей гармонии не стоят одной-единственной слезинки замученного ребенка, мольбой взывающего к боженьке».

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы».

Федор Михайлович Достоевский — это настоящий геркулесов столп в океане русской философии, литературы и обоснования высших нравственных принципов гуманизма и свободы духа. Синкретичность и целостность философского и художественного мышления Достоевского наиболее ярко выразилась в изначально присущем ему понимании исторических судеб русского народа. Детально разъясняя творческую программу своей деятельности как писателя и философа нравственного духа России, Достоевский утверждал, что вся русская литература с необходимостью нуждается в принципиально новом слове — слове одновременно нравственном и эстетическом, могущем породить органичную диалектику свободы и гуманизма.

«Извечное противоречие человеческой сущности, противоречие творческой мысли и обыденной жизни, личных желаний и общественного долга, стремлений и поступков, страсти и совести — вот философский фундамент творчества Достоевского, которого можно с полным основанием считать основоположником русского экзистенциализма, певцом свободного духа, пророком новой философии страдающей людской души. Ибо именно свобода человека и порождает извечные страдания и метания души мятежной, не могущей примириться с общественной несправедливостью, но борющейся с ней столь варварскими способами, что сам мятеж быстро оборачивается насилием, превращается в нравственное преступление, за коим неизбежно следует наказание.

Именно поэтому, страдание не только глубоко присуще человеческому духу, но оно само и есть единственная причина возникновения в обществе морали и совести. Страдание искупает зло и порождает свободу духа. Но сама свобода, которая и есть знак высшего человеческого достоинства, согласно Достоевскому, неизбежно перерастает в личностное своеволие и снова порождает зло, кое теперь уже множит страдания людские безо всяких границ. Вот так Достоевский и открывает в своем творчестве глубинные пласты подсознания и потаенные бездны человеческого духа, одновременно способного на великие подвиги и свершения, сотворение шедевров искусства и научные открытия, но при этом и самые низменные людские страстишки никогда не исчезают, а продолжают исподволь терзать его душу и сердце», — изложил профессор Ставропольского филиала Президентской академии Александр Агамов.

Источник: Ставропольский филиал РАНХиГС