Распечатать

Губернский Ставрополь — главные ворота Кавказа

Елена Лебедева 27 ноября, 17:13

С момента своего возникновения Ставрополь стал главными воротами Кавказа. Через него проходили дороги, связывающие Центр и Юг России с Закавказьем. Самые значительные из них именовались трактами.

Царицынский шел к Волге, к причалам Царицына, где ставропольские товары перегружались на пароходы, идущие к Нижнему Новгороду.

Черкасский проходил по бескрайним, все более распахиваемым степям в сторону Дона. Он имел особое значение в период Кавказской войны. По нему двигались войска и военные грузы. Маршевым строем прошли солдаты, участники декабристского восстания, — из бывшего Сводного гвардейского полка в Петербурге и расформированного Черниговского полка, посланные царем под пули горцев.

Тифлисским трактом Ставрополь был связан с городами Кавказских Минеральных Вод и далее - с Закавказьем. Его роль особенно возросла с началом русско-персидской войны 1826 года. Именно тогда была учреждена экстрапочта. Из Петербурга через Ставрополь и далее до Тифлиса срочные военные бумаги доставлялись на четырнадцатые сутки. Днем и ночью по тракту мчались фельдъегерские тройки скорость которых доходила до 20 верст в час. По всему тракту через каждые 15—30 верст, в зависимости от наличия воды, располагались почтовые станции. Их смотрители, заслышав звон курьерских колокольчиков, обязаны были сразу подать новую тройку. Курьерам оставалось только перевалить вещи и опять лететь птицей в пространство.

Вот что писал знаменитый хирург Н.П. Пирогов: «Проезжая через необозримые луга между Доном и Ставропольем, никак нельзя подумать, что приближаешься к грозным высотам Кавказа. От Ставрополя едешь, будто сидя в ароматической ванне. Нигде мне не случалось встретить такие необозримые пространства, как будто бы нарочно засеянные различными породами шалфея, богородицкой травою, солодковым корнем, диким лавендулом и проч...».

Наряду с экстрапочтой, следовавшей безостановочно до места назначения, существовала и ординарная (или обыкновенная) почта. Как свидетельствуют сохранившиеся воспоминания тех, кто с «подорожной» следовал на Кавказ, здесь «возили на почтовых превосходно, как нигде в России». Путь, от Москвы до Ставрополя занимал пятнадцать дней, далее до Тифлиса - еще десять.

Содержание почтовых служб было бременем как для горожан, так и для жителей сел, через которые проходили тракты. Первые обязаны были содержать почтовых лошадей с упряжью и ямщиками, вторые - ремонтировать дороги и мосты, обеспечивать почтовые станции фуражом и провиантом.

Со строительством Владикавказской железной дороги, первые поезда по которой начали ходить с 1875 года, тракты начали терять свое первоначальное значение и стали обычными дорогами между населенными пунктами внутри губернии.

«Сегодня в туристские проспекты включены участки старых трактов, по которым в свое время проезжали А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Д. В. Давыдов, Л. Н. Толстой, В. В. Верещагин, Ф. И. Шаляпин и многие другие известнейшие люди России. Историю трактов можно назвать не страницей, а целой книгой из прошлого Ставрополья. Венцом туристического объекта Ставрополя является Триумфальная арка Черкесского тракта. Тракт связывал две столицы России по самому короткому пути с Тифлисом, со столицей Грузии», - прокомментировала эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС Черномазова Людмила