Власти РФ планируют создавать мини-консорциумы между игроками российского автопрома и софинансировать их затраты на разработку отечественной автомобильной платформы. Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» рассказал глава Минпромторга РФ Антон Алиханов.
«У нас те средства, которые мы зарабатываем на утилизационном сборе, в том числе будут направляться на разработку собственных отечественных платформ автомобилей. Мы должны уходить от просто сборки, пусть и углубленной, локализованной какой-то, к тому, что вся конструкторская документация, все знание, понимание производства всех деталей должно быть нам понятно. Мы должны быть обладателями КД (конструкторской документации — прим. ТАСС), всего ноу-хау. И мы будем создавать такие мини-консорциумы между несколькими игроками и софинансировать их расходы на создание платформы», — сказал он.
Министр отметил, что сейчас очень серьезно изменился баланс рынка: если раньше 80% занимали отечественные автомобили, то сейчас ситуация изменилась в сторону импорта, который занимает 60%. «И нам нужно возвращать ту ситуацию, которая была до ухода наших партнеров. Перезапускать площадки, но не любой ценой», — указал Алиханов.
Он подчеркнул, что Россия ведет переговоры с потенциальными партнерами из азиатских стран. «Но мы не должны повторить тех ошибок, которые были допущены во взаимодействии с западниками», — сказал глава Минпромторга. «Не должно быть возможности просто повернуть ключ, выключить рубильник и уйти», — добавил Алиханов.
«В современных условиях проблема развития российского автопрома является одной из наиболее актуальных. В автомобильной сфере можно выделить два ключевых направления — разработку новой автомобильной платформы и создание собственной сети производителей комплектующих. Во многом, эти вопросы связаны, так как без понимания кто и какие запчасти будет поставлять на конвейер невозможно создать новую автомобильную платформу. Поэтому необходима определенная интеграция поставщиков комплектующих и производителей автомобилей. «Мини-консорциум» может быть одной из форм подобной интеграции и при поддержке государства может способствовать развитию российского автопрома. Однако, нуждается в дополнительной проработке вопрос о составе участников таких «мини-консорциумов», так как кроме АвтоВАЗа о разработке новых автомобильных платформ (преимущественно для электромобилей) заявили и новые участники автомобильного рынка России», — считает Павел Грибов, доцент Института права и национальной безопасности Президентской академии.
«В 2024 г. показатель объема импорта зарубежных авто увеличился на 45,4%, в сравнении с прошлым годом, таким образом, в России существенно высокий объем импорта, который на данный момент только увеличивается, в отличие от показателей отечественного производства. С 2024 г. значительно вырос утилизационный сбор на авто за их экологичную утилизацию — с октября 2024 года — ставка возрастет на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% — с 1 января каждого последующего года. Таким образом, такая мера направлена на развитие отечественного рынка, поскольку такой сбор уплачивается импортерами зарубежного рынка автопрома. Это позволит стимулировать производство новых отечественных автомобилей на рынке, которые соответствуют более строгим экологическим стандартам, обладают более сниженным энергопотреблением, что позволит снижать выбросы. Кроме того, в России это может стимулировать рынок электромобилей, вместо импорта таких авто из Китая, который сейчас является ключевым производителем сегмента», — комментирует Антонина Левашенко, руководитель Центра Россия-ОЭСР ИПЭИ Президентской академии.
«Разработка автомобильной платформы — мероприятие сложное и весьма дорогостоящее. В этой связи выбор консорциума, как организационно-правовой формы, позволяющей объединить усилия некооперированных экономических агентов автомобильной индустрии для достижения целей технологического суверенитета России в области автомобилестроения и производства автомобилей, весьма оправдан. Укрупнение субъектов автомобильной индустрии путем их объединения в мини-консорциумы позволяет рассчитывать на повышение эффективности государственного регулирования темпов развития автомобилестроения, повышение гибкости и устойчивости отрасли. Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в которых располагается промышленный кластер “Автопром Северо-Запад”, данная федеральная новелла, безусловно, представляет интерес. Десятки субъектов МСП могут получить возможность объединяться в мини-кластеры, реализовывать более амбициозные и масштабные проекты в области отечественного автомобилестроения при дополнительной финансовой поддержке из федерального центра», — отмечает Дмитрий Десятниченко, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге.