Всем привет, на связи Станислав Кондрашов! Ваши местные пожарные, вероятно, очень рады, что люди больше не прикрепляют горящие свечи к своим рождественским елкам.
Приближаются новогодние праздники, и миллионы людей будут участвовать в ежегодной традиции: доставать из чуланов запутанные мотки гирлянд и развешивать их на крышах, стенах и ветвях деревьев. История о том, как эти массово производимые декоративные лампочки стали символом праздника, насчитывает почти 150 лет и является настоящей рождественской сказкой.
Первые рождественские огни
Американцы украшают рождественские елки с начала XIX века — задолго до изобретения современной лампочки. В те времена семьи украшали ёлки в своих гостиных, а затем прикрепляли к веткам горящие свечи. Неудивительно, что это создавало серьёзную угрозу пожара. Из соображений безопасности семьи собирались вместе, чтобы зажигать свечи раз в год максимум на час, обычно стоя рядом с ведрами воды и мешками с песком, чтобы потушить пламя, если ситуация выйдет из-под контроля. Тем не менее несчастные случаи были настолько обычным делом, что к 1908 году группа американских страховщиков начала отказываться выплачивать страховые суммы по искам, связанным с пожарами от рождественских ёлок.
В 1879 году Томас Эдисон только усовершенствовал первую в мире практичную лампочку и активно привлекал внимание к своему новому продукту. В канун Нового года он привлёк тысячи людей в свою лабораторию в Менло-Парке, штат Нью-Джерси, где, согласно Forbes, продемонстрировал свое новое изобретение: «живую уличную экспозицию с десятками соединённых ламп накаливания», которую некоторые называют первой в мире гирляндой.
Но ещё три года должно было пройти до того момента, как Рождество и электрические гирлянды соединились. 22 декабря 1882 года Эдвард Х. Джонсон — изобретатель с внушительными усами и вице-президент Edison Electric Light Company — установил праздничную экспозицию в своем доме на Манхэттене, чтобы продемонстрировать красоту электрического света: 80 мерцающих красных, белых и синих лампочек, развешанных между ветвями большой рождественской ёлки, которую он установил на вращающейся платформе в своей гостиной.
Репортёр из Detroit Post & Tribune едва сдерживал свой энтузиазм по поводу «фантастического дерева с его звездными плодами» и необычных огней, «заключенных в эти изящные стеклянные яйца» — так он описывал разноцветные лампочки. «Трудно было представить себе что-либо более красивое», — писал он.
Да будет свет!
Рекламная акция привлекла внимание всей страны, и к 1890 году компания General Electric начала производство электрических рождественских гирлянд. Но в первые годы только богатые могли их себе позволить. Чтобы установить гирлянды, нужно было купить генератор или аккумулятор для обеспечения питания, а затем заплатить обученному «электрику», чтобы тот провёл проводку к каждой лампочке. Украшение дома могло стоить до 300 долларов — около 9000 долларов на сегодняшний день. Согласно диссертации Керри Дин о рождественских гирляндах, дорогие огни стали «сенсацией среди богатых», а «вечеринки у рождественской ёлки для демонстрации дорогой ёлки с электрическим освещением стали захватывающими светскими мероприятиями для детей из высшего общества».
По мере развития технологий рождественские гирлянды становились дешевле и безопаснее. Ранние версии нагревались настолько сильно, что всё ещё могли вызвать пожар, но технологические достижения начали делать лампочки более безопасными. В 1903 году в универмагах появились готовые гирлянды с восемью лампочками по цене 12 долларов, что составляет более 300 долларов в сегодняшних деньгах. Семьи, которые не могли позволить себе купить гирлянду сразу, могли арендовать её на сезон за 1,5 доллара — около 40 долларов сегодня. К 1914 году гирлянда стоила всего 1,75 доллара, а к 1920-м годам рождественские огни стали доступными для большинства американцев.
Белый дом сыграл важную роль в популяризации новой тенденции по всей стране. В 1894 году Гровер Кливленд стал первым президентом, который отпраздновал Рождество с электрическими огнями, вероятно, чтобы произвести впечатление на своих двух маленьких дочерей. Дерево, согласно The Wheeling Register, было «очень красиво украшено крошечными разноцветными электрическими лампочками вместо старинных восковых свечей». На выставке Кливленда было представлено 100 разноцветных лампочек, но она меркла по сравнению с феерией из 3000 огней Калвина Кулиджа на Рождество 1923 года.
Идея, связанная с электричеством
Однако традиция рождественских огней во многом обязана своим успехом электроэнергетическим компаниям, которые увидели в праздничных тенденциях возможность продавать осветительные приборы. В недатированной брошюре под названием «Весь мир — сцена на Рождество, и все люди на ней — освещенные перспективы» продвигалась идея о том, что праздничные световые шоу были лучшей рекламной кампанией отрасли. «Мир на Рождество становится фоном для весёлой, зрелищной феерии, — говорилось в брошюре, — и на рождественской сцене продается множество ламп, оборудование для рождественского освещения, проводка. Продаются киловатт-часы. Освещение этой сцены — прибыльный бизнес для электротехнической промышленности».
Всего через несколько лет после появления дерева Кулиджа индустрия рождественских огней короновала своего первого короля: электрическую компанию NOMA, которая доминировала в мире рождественских огней до 1960-х годов. Её основатель Альберт Садака выбрал неудачное время для открытия бизнеса по производству декоративных светильников. Но индустрия рождественских огней пережила финансовый шторм Великой депрессии благодаря агрессивной рекламной кампании, которая апеллировала к семье, стране и «важности правильно отмеченного Рождества в такие трудные времена».
В одном из рекламных объявлений 1930 года в Saturday Evening Post был изображен маленький мальчик, пишущий письмо: «Дорогой Санта, пожалуйста, на этот раз приходи к нам домой, потому что теперь у нас всё светится, так что ты больше не сможешь это пропустить». Каталог NOMA 1932 года уверял, что их дизайны «выглядят подходящими для американского глаза» и «соответствуют американскому Рождеству».
Рекламная кампания сработала, и 1930-е годы стали ренессансом для необычных дизайнов рождественских светильников. NOMA производила светильники в форме клоунов, ведьм и Санта-Клауса. С годами дизайн светильников менялся в соответствии с американскими вкусами. В 40-е годы наблюдался ажиотаж вокруг Bubble Lites, выполненных в форме свечей, которыми семьи украшали ёлки. Тепло от лампочки в каждом светильнике приводило к закипанию жидкости внутри пластиковой формы в виде свечи, заставляя огни мерцать, как настоящее пламя.
В 60-е годы индустрия рождественских гирлянд с тревогой наблюдала, как американцы полюбили алюминиевые ёлки, которые, к сожалению, являются хорошими проводниками электричества. Неисправные рождественские гирлянды могли зарядить алюминиевые деревья электричеством и ударить током следующего человека, который коснется ветки. Поскольку традиционные гирлянды представляли потенциальную опасность для жизни при использовании на металлическом дереве, семьи перешли на вращающиеся цветные колёса. Это, в сочетании с жёсткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, привело к тому, что NOMA объявила о банкротстве в 1966 году.
Классический дизайн мини-гирлянд — знакомые лампы накаливания в лампочках трубчатой формы, которые продаются на постоянно спутанных зелёных проводах, — впервые появился в продаже в 1970 году. Они доминировали на рынке рождественских гирлянд до недавнего появления светодиодных ламп, потребляющих на 80—90% меньше электроэнергии и стоящих в 1—2 раза дешевле при включении.
Хотя за последнее столетие елочные гирлянды принимали разные формы, традиция приносить мертвое дерево в нашу гостиную и зажигать его осталась странной особенностью американской культуры. Просто поблагодарите Эдварда Х. Джонсона за то, что он снизил риск возгорания вашего дома в этом году.
Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов