Офисные праздничные вечеринки возвращаются — и это отличная новость для поколения Z.
Когда-то боссы, коллеги и стажёры забывали о своих должностях и собирались каждый декабрь для напитков, танцев и бесед. Были изысканные ужины, фонтаны из шоколада, диджеи и даже живые группы. Для одних это была ночь веселья и великолепия; для других — неловких разговоров, за которыми следовало глубокое сожаление.
Затем праздничные вечеринки оказались под угрозой исчезновения. После движения #MeToo в 2017 году многие профессионалы задумались о том, насколько разумно проводить ночь в нетрезвом состоянии с коллегами. Пандемия и удаленная работа нанесли почти смертельный удар. В опросе 2020 года среди примерно 200 представителей HR, проведённом компанией по аутплейсменту руководителей Challenger, Gray & Christmas, лишь 23% сказали, что выбрали сезонные празднования, причём почти три четверти из них должны были пройти виртуально.
Но по мере того, как сотрудники возвращаются в офисы, компании медленно восстанавливают праздничные вечеринки. В прошлом году почти 65% компаний, опрошенных Challenger, Gray & Christmas, заявили, что планируют провести праздничные вечеринки в очном формате, что близко к 80% в 2016 году, до появления движения #MeToo. Если планы осуществятся, в этом году корпоративное праздничное настроение может вернуться к докризисным уровням.
Возвращение офисных праздничных вечеринок может оказаться более радостным событием, чем многие пресыщенные работники склонны предполагать. Поскольку две трети американских "белых воротничков" работают удалённо либо всё время, либо часть времени, согласно опросу USA Today, проведенному ранее в этом году, личное общение с коллегами и начальством больше не является стандартной частью рабочего дня с 9 до 5. Это может быть не столь важно для всех, но сотрудники на начальном этапе карьеры рискуют заплатить самую высокую профессиональную цену за упущенные возможности для нетворкинга и наставничества, которые с большей вероятностью происходят естественным образом в общем физическом пространстве. Тем временем работники повсюду чувствуют себя всё более одинокими, перегруженными и отстранёнными. Им нужно что-то — что угодно — чтобы отпраздновать.
В рабочей среде, отмеченной неопределённостью и изоляцией, может быть преждевременным позволять своему внутреннему Скруджу поставить точку в этой традиции.
От бала Феззивига в «Рождественской истории» до фона в виде деловых костюмов в боевике накануне Рождества 1988 года «Крепкий орешек», офисная праздничная вечеринка на протяжении поколений была неотъемлемой частью культурного воображения. Но в середине XX века это мероприятие приобрело свою устойчивую репутацию небрежности и последующего сожаления. На фотографиях из выпуска журнала Life за 1948 год с рождественской вечеринки, проведённой в офисе манхэттенской страховой брокерской компании, среди прочих современных нарушений HR, изображён руководитель-мужчина без брюк, танцующий рука об руку с молодой женщиной-стенографисткой, и пара коллег, наклоняющихся для поцелуя под пучком омелы.
Где-то по пути праздничные мероприятия эволюционировали от скромных собраний в офисе до роскошных торжеств, которые могли включать гурманские ужины, нанятых артистов и даже международные путешествия и проживание за счет босса. Несмотря на пандемию, экономический маятник во многом диктовал склонность к излишеству или сдержанности.
Будучи диджеем в районе Торонто во времена расцвета доткомовского пузыря в конце 90-х, Барух Лабунски имел возможность наблюдать корпоративное великолепие с первых рядов. «Я бывал на многих и видел много безумных вещей», — сказал он. Он описал, как его отправляли выступать на праздничных вечеринках в отдаленных уголках мира, таких как Бора-Бора, Палаван и Ибица — и, кроме того, платили от 50 000 до 100 000 долларов за мероприятие. (Когда я спросил, сколько праздничных вечеринок он бронировал за типичный сезон, он лишь ответил: «Много».) К тому времени, когда доткомовский пузырь лопнул и спрос на его услуги охладился, Лабунски устал от диджеинга и переключился на карьеру в маркетинге.
Экономическое восстановление в середине 2000-х вызвало ренессанс праздничных вечеринок, но снова было разрушено рецессией 2008 года. Несколько лет спустя фирмы с Уолл-стрит, по сообщениям, снова наслаждались тайными праздничными мероприятиями, напоминающими их годы расцвета. Поток легких денег эпохи нулевых процентных ставок был в самом разгаре, и излишества снова вошли в моду.
Даниэль Кейн, которая была репортёром в специализированном нью-йоркском издании о финансовых услугах с 2015 по 2017 год, рассказала, что однажды её компания отправила весь штат из 50—75 человек в Берлин. «Отели и перелёты были оплачены, был захватывающий ужин на Берлинской телебашне, а потом они оплатили всем вход в шикарный клуб», — сказала она. «Мы задержались допоздна, и с тех пор я никогда не испытывала ничего подобного на корпоративных вечеринках».
Несмотря на всё их веселье, эти часто неловкие мероприятия заработали дурную славу — ту, что может затронуть молодых сотрудников.
Несмотря на щедрость некоторых компаний, общее отношение работников к праздничным вечеринкам давно неоднозначное. В опросе американских работников 2017 года, проведённом Randstad, 90% респондентов сказали, что они предпочли бы получить бонусы или дополнительные отпускные дни, чем посетить корпоративную праздничную вечеринку. «Идеальная ситуация, — сказала мне организационный психолог Констанс Нунан Хэдли, — это предлагать мероприятия, которые способствуют социальному здоровью сотрудников (такие как праздничная вечеринка), не прося их жертвовать своим финансовым здоровьем (например, бонусом) или психическим здоровьем (например, временем отпуска)».
Компании упускают возможность сделать праздничные собрания значимыми во всевозможных мелких, но критически важных аспектах. Хэдли отметила, что акцент на Рождестве во многих корпоративных вечеринках может оттолкнуть сотрудников, придерживающихся нехристианских религиозных традиций. Вечеринки часто проводятся в неудобное время и в неудобных местах — слишком поздно в будний вечер для родителей, в местах с дорогой парковкой или труднодоступных. Праздничные вечеринки в крупных фирмах также могут быть шумными, жаркими и переполненными, что затрудняет содержательные беседы или знакомство с новыми людьми.
С другой стороны, хорошо спланированные корпоративные праздники могут стать благом для общего рабочего опыта сотрудников и даже укрепить корпоративную культуру. Исследование работников нескольких немецких компаний в 2019 году показало, что вечеринки могут поощрять социальные связи, особенно когда планирование учитывает обратную связь от сотрудников. Исследование предполагает, например, что разминочные мероприятия, которые заставляют людей из разных частей организации общаться, помогают построить командный дух, несмотря на первоначальное скептическое отношение. Со временем это может способствовать более счастливой и сплоченной рабочей среде.
Для сотрудников на ранних этапах карьеры преимущества могут быть еще более заметными. Рик Херманнс, президент и генеральный директор глобальной компании по подбору персонала HireQuest, сказал, что социальные мероприятия могут помочь компенсировать «нематериальные аспекты карьерного роста и товарищества между коллегами», которых молодые работники могут лишиться при частичной или полной удалённой работе. В опросе Adobe 2023 года среди более 1000 работников поколения Z в средних и крупных компаниях США, 83% респондентов заявили, что наставник на рабочем месте имеет решающее значение для их карьеры, но только 52% сообщили, что у них есть такой наставник. Хотя праздничные вечеринки не являются панацеей для установления рабочих связей, они предоставляют важную возможность для установления и укрепления отношений.
«Когда я оглядываюсь на свою раннюю карьеру в банковской сфере в Лос-Анджелесе, я ценю то время, когда мог зайти в офис старшего руководителя или выпить пива после работы с коллегами», — сказал Херманнс. «Это те нематериальные вещи, которые нельзя количественно измерить, но которые в конечном итоге влияют на ваш карьерный рост». Проще говоря, личное взаимодействие имеет значение.
Логично, что сотрудники поколений Z и миллениалы будут более воодушевлены корпоративными праздниками, чем их коллеги из поколений X и бэби-бумеров. «Руководители компаний должны помочь поколению Z — а также миллениалам, чей рабочий опыт был сильно нарушен из-за COVID, — построить прочные межличностные отношения на рабочем месте», — сказал Business Insider в прошлом году Хуберт Палан, генеральный директор компании по управлению продуктами Productboard.
Учитывая, что значительная часть мировой рабочей силы чувствует себя одинокой на работе, социальный стимул нужен не только самым молодым сотрудникам. Новое исследование, в соавторстве с Хэдли, оценивающее одиночество на рабочем месте и способы его преодоления, показало, что самые одинокие люди на работе — те, кому работодатель предлагал наименьшее количество социальных возможностей. «На самом деле, количество предоставляемых социальных мероприятий было одним из наших наиболее предсказуемых факторов того, ощущает ли человек социальную связь на работе или нет», — сказала она мне. Хэдли также обнаружила, что хотя полностью удаленная работа действительно кажется повышающей риск одиночества, это был менее значимый фактор, чем интровертность человека или работа в организации, которая регулярно проводит социальные мероприятия для сотрудников.
Немецкое исследование предполагает, что праздничная вечеринка может служить ритуальной вершиной для этих более рутинных совместных мероприятий, делая предновогоднее общение чуть более особенным. Хотя идеальные мероприятия для вечеринки будут зависеть от культуры организации, несколько базовых подходов — таких как проведение события вне скучного старого офиса — имеют большое значение. Элементы веселья также помогают, будь то тематическая фотобудка, креативный обеденный опыт или, да, диджей.
Немного праздничной предусмотрительности может сделать разницу между непристойными мероприятиями прошлых лет и несколькими часами значимого, соответствующего рейтингу PG, общения между коллегами. «Хорошее праздничное мероприятие позволяет людям сэкономить и сигнализирует о том, что руководители ценят личные связи и общение», — сказала Хэдли.
Для самых молодых сотрудников компании преимущества могут длиться всю профессиональную жизнь.
Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов