Современные инновационные подходы к обучению отличаются высокой степенью вовлечённости студентов и ориентированы на развитие коммуникативных навыков. Такие формы занятий стимулируют активное участие в учебном процессе, способствуют совершенствованию навыков устной речи и восприятия на слух, а также эффективно формируют коммуникативную компетентность. Это, в свою очередь, помогает будущим специалистам адаптироваться к требованиям современной социальной среды, где особенно ценятся самостоятельность, инициативность и способность быстро ориентироваться в меняющейся реальности. Такие качества у будущих специалистов формируются преподавателями кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета ГМУ ВИУ РАНХиГС в ходе проведения занятий по дисциплинам «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной деятельности».
Одним из приоритетными направлений в обучении иностранным языкам с учетом требований инновационного общества является применение инновационных образовательных технологий с акцентом на использование искусственного интеллекта.
Рассмотрим ИИ-сервисы с точки зрения их функциональных возможностей и потенциала для интеграции в процесс обучения иностранным языкам. Использование ИИ позволяет эффективно организовать различные форматы взаимодействия — индивидуальные, групповые и коллективные занятия — способствуя развитию самостоятельности, инициативности и творческого подхода у студентов. Искусственный интеллект, обладающий способностью обрабатывать значительные объёмы информации и предоставлять персонализированные рекомендации, является мощным средством поддержки языкового образования.
Однако, важно понимать, что ИИ не способен заменить живого педагога. Преподаватели обладают важнейшими качествами — эмпатией, умением вдохновлять, пониманием индивидуальных потребностей студентов. Они способны адаптировать подачу материала, помогать формировать критическое мышление и развивать способность к аргументированному высказыванию.
Перспективность использования ИИ в изучении иностранных языков не вызывает сомнений. Необходимо продолжать работу не только по созданию новых ИИ-инструментов, но и по разработке эффективных моделей взаимодействия студентов и преподавателей с такими технологиями, включая систему практических заданий, способствующих продуктивному обучению.