По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Аллы Музалевской цифровизация отечественной экономики - это та задача, которая в ближайшие несколько лет не потеряет своей актуальности, но способы ее решения качественно меняются.
Прежде всего, следует отметить рост популярности платформенных решений в различных отраслях от государственного управления и медицины до торговли и транспорта.
Создание единых отраслевых цифровых платформ обозначено как задача в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Это соответствует общемировым тенденциям: практически все крупнейшие компании для продвижения своего бизнеса используют платформенные бизнес-модели.
В российской практике платформизация — это, прежде всего, ключевой тренд цифровой трансформации государственного управления, она способствует повышению открытости органов власти, упрощению процессов межведомственного взаимодействия, автоматизации рутинных процессов, в частности, процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. Показателен в этом смысле опыт развития портала «Госуслуги»: за время своего существования он развился в полноценную платформу, число пользователей которой за 15 лет выросло до 112 млн. В немалой степени такому росту способствует постоянное расширение спектра предоставляемых услуг, в числе планируемых к внедрению - подача через «Госуслуги» заявлений в правоохранительные органы.
Согласно указу Президента, к 2030 году до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме будет оказываться за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы.
В экономике цифровые платформы упрощают взаимодействие между участниками рынка, потребителями и компаниями. Тем самым создается новая бизнес-модель, которая способствует сбережению ресурсов; созданию рабочих мест (по оценкам НИУ ВШЭ, в среднем за 2024 год численность сотрудников, которые работают через платформы, составила 3,5 млн человек — это 4,9 % всех занятых); росту спроса и кратному увеличению выбора товаров и услуг для потребителей.
На этом фоне закономерным выглядит принятие закона о платформенной экономике, проект которого уже подготовлен Правительством РФ. Законопроект направлен создание условий для развития цифровых платформ; создание удобных сервисов; защиту потребителей; обеспечение предсказуемости взаимодействия граждан и бизнеса с цифровыми платформами; регулирование трудовых отношений платформ с сотрудниками.
В числе других задач, которые необходимо решить в ближайшем будущем, следует упомянуть необходимость интеграции цифровых платформ на основе кросс-отраслевого обмена данными; налаживание информационного обмена с государством, в том числе упрощение доступа к «Единой системе идентификации и аутентификации» и Единой системе маркировки «Честный знак»; изменения платформ в сторону большей вовлеченности в решение социальных проблем за счет их способности более эффективно использовать ресурсы; обеспечение безопасности на фоне постоянного роста количества киберугроз.
В этих условиях цифровые платформы и формируемые ими платформенные экосистемы станут действительными драйверами экономического роста, инноваций и конкуренции.