Эксперт ПИУ РАНХиГС о росте финансирования молодых ученых
Свыше 4,6 тыс. заявок поступило на второй конкурсный отбор на назначение стипендии президента РФ для аспирантов и адъюнктов, победителями стали 500 человек — представители всех федеральных округов. Об этом сообщили в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко.
Исследования соискателей стипендии должны опираться на приоритеты, определенные стратегией научно-технологического развития РФ. Кандидатов на получение стипендии выдвигали их научные руководители. Самое большое число заявок было подано по направлению «Технические науки». Размер ежемесячной стипендии составляет 75 тыс. рублей, выплата назначается на срок от одного до четырех лет.
«Рост финансирования молодых ученых (аспирантов, адъюнктов, и исследователей до 35 лет) в долгосрочной перспективе приведет к качественным изменениям, поскольку положительно скажется на механизмах воспроизводства научных кадров и закрепления их в научной сфере», — считает эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, ведущий научный сотрудник Центра психолого-экономических исследований, профессор кафедры корпоративной экономики Антон Маркелов.
«Одним из ключевых условий и факторов конкурентоспособности экономики, основанной на знаниях (в рамках человекоцентричной модели), является ее восприимчивость к новым идеям в производстве товаров и услуг, а также способность такие идеи генерировать. Регион, который сможет выстроить механизм воспроизводства научных кадров и закрепления их на своей территории, будет обладать существенным стратегическим преимуществом. Дело в том, что наличие в том или ином субъекте РФ ведущих научных центров при условии закрепления в них талантливой молодежи, создает ядро инновационного развития региона, а значит и закладывает фундамент повышения качества жизни населения. Эффективная научно-техническая составляющая — это повышение общего культурного уровня, создание условий для выхода учебных заведений профессионального образования на лидирующий уровень (в масштабах страны). Формирование четко просматривающейся образовательной траектории для детей и юношества, включающей в себя возможность эффективной с материальной и социальной точек зрения научной компоненты — это повышение мотивации обучения и курс на качественное усвоение фундаментальных знаний уже в школе. Кроме того, наличие конкурентоспособных научных коллективов на территории региона — это базовый элемент генерации инноваций. Все это позволяет назвать научно-техническую и образовательную сферу акселератором социально-экономического развития региона.
Одной из ключевых причин, тормозящих создание конкурентоспособных исследовательских коллективов, выступает недостаточный приток молодых кадров в сферу научных исследований. В рамках реализации национального проекта «Наука и университеты» предполагается создать сбалансированную систему «воспитания» новых исследователей. Это позволит осуществить эффективный переход от системы массового образования к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию, направленному на формирование творческой социально-ответственной личности, а также повышение привлекательности карьеры в сфере науки и образования», — отмечает эксперт.
Источник фото: ru.freepik.com