Распечатать

Эксперт ПИУ РАНХиГС об информатизации отечественного железнодорожного транспорта

Юлия Дорофеева 10 сентября, 10:44

Долю российского программного обеспечения в транспортной области планируется нарастить до 90% к 2030 году, заявил директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Артем Юренков в рамках Международного железнодорожного салона «Pro//Движение.Экспо».

Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, кандидат физико-математических наук Алексей Мантуров отмечает: «Информатизация транспортных систем начала интенсивно развиваться в 60-е годы прошлого века. В наибольшей степени новые веяния тогда затронули железнодорожный и авиационный транспорт как наиболее скоростные разновидности средств доставки пассажиров и грузов. Средства вычислительной техники - ЭВМ - в те годы непосредственно для управления подвижным составом не применялись (компьютеры были большие и тяжёлые), а вот для решения задач перспективного планирования и управления, расчёта оптимальных экономических стратегий использовались мощности целых вычислительных центров крупных городов СССР -  такие вычислительные центры в те годы называли «кустовыми», поскольку они объединяли потоки данных транспортной отрасли по целым областям и даже регионам. Задачи управления на уровне области и отдельных районов решались тогда средствами автоматизации (а этот термин в те годы обозначал, в основном, специализированные электронные устройства -контроллеры, решавшие узко очерченный круг задач по жёсткой программе-алгоритму).

          Задачи локального автоматического управления, например, на железной дороге, тогда обозначались аббревиатурой СЦБ - «связь, централизация, блокировка». Диспетчеры работали с использованием пультового оборудования в полуавтоматизированных режимах, когда электроника выполняла, в основном, функции сбора данных и их визуализации, а бремя принятия решения оставалось за диспетчером.

          С развитием микропроцессорной техники в 90-е годы, с одной стороны, и с появлением высоконадёжных операционных систем семейства Unix/Linux с другой, подвижной состав стали оснащать полноценными бортовыми компьютерами. Так, типичный электровоз производства Bombardier Transportation имеет на борту полноценный компьютер управления движением под управлением ОС Linux. Кроме этого компьютера, имеется с десяток специализированных самостоятельных контроллеров с микропрограммным управлением. Вообще же, управление современным дизель- или электропоездом значительно автоматизировано, поэтому даже в терминологии профессия «машинист подвижного состава» всё чаще называется «оператор поезда».

Отмеченные тенденции, безусловно, оказались актуальными и для отечественного жд-транспорта. Уже внедрены полностью автоматизированные компьютерные системы управления движением (ATC, ETCS) и безопасностью (SIFA), системы диспетчерского регулирования и составления расписаний и многое другое. Для обеспечения бесперебойной связи подвижного состава активно используется современная система цифровой железнодорожной связи стандарта GSM-R.

Несомненно, что все отмеченные выше средства программно-аппаратной автоматизации обработки и передачи информации обслуживают объект критической инфраструктуры, каковым являются Российские железные дороги. И поэтому крайне актуальным видится переход в эксплуатации на отечественное программное обеспечение. Надо отметить, что во многом на железных дорогах России отечественное ПО уже используется, и достаточно давно (надо отметить, что в этой отрасли одна из самых высоких долей внедрённого ПО от местных разработчиков). Безусловно, есть и перспективы - так, можно предположить, что отечественные сборки Linux, получившие достаточную известность в последние несколько лет, вполне смогут получить широкое внедрение в бортовых компьютерах отечественных электропоездов, а применение отечественных операционных систем реального времени (ОС РВ) когда-нибудь сможет вполне заменить живого машиниста».