Данная статья освещает статистику и классификацию популярных среди русскоязычной молодёжи песен, содержащих концепт «русский человек». В ней рассматриваются образы и лексемы, входящие в языковую картину мира молодых носителей русской лингвокультуры. Акцент делается на сохранности национальных духовных ценностях и самобытности русского человека.
Целью настоящей статьи является продолжение комплексного исследования концепта «русский человек» в сознании русскоязычной молодёжи, на данном этапе — общекультурного контекста его формирования (на материале популярных песен), с точки зрения аксиологических признаков. Актуальность работы обуславливается социально-политической ситуацией в Российской Федерации и необходимостью сохранения национальных ценностей среди молодого поколения на фоне безнравственности, вероятно, пришедшей в русскую культуру с европейскими и американскими ценностями и повлиявшей на образ жизни молодежи. Таким образом, прикладной задачей становится возрождение значимости русской культуры, её самобытности и духовности, поднятие уровня самосознания и патриотизма, уважения к родной культуре и языку. Научная новизна статьи связана с её оригинальностью и недостаточной изученностью анализируемого явления национальной концептосферы. Работа выполнена в русле таких направлений языкознания, как лингвокультурология и национальная концептология, так как именно язык отражает национальный характер, лексика формирует языковую картину мира. Проведенный авторами анализ, в том числе, интроспективно, будет подкреплён статистическими данными и классификациями.
Рабочие данные были получены в 2024 году путём ассоциативного опроса (анонимного, письменного) 123 студентов 1-3 курсов Волгоградского института управления различных направлений подготовки. На стимул «русский человек» им было предложено привести минимально 3 реакции, упоминающие ассоциации с литературой, кинематографом и песенным жанром. Всего было получено 356 реакций (111 единиц — литературные произведения, 123 — фильмы, 122 — песни). Кроме того, с помощью опроса с привлечением сервиса «Яндекс Формы» было получено 56 откликов в рамках изучаемого концепта о запомнившихся строчках из уже установленных наиболее популярных песен («Я русский», «Матушка-земля», «Катюша»). Обработка полученного материала проходила при помощи количественно-статистического метода, метода семантической интерпретации, гипотетико-дедуктивного метода, метода интроспекции, лингвистического описания, ассоциативного и контекстного анализа. Результат ассоциативного анализа художественных и кинематографических произведений был освещён в ранее опубликованных статьях.