Распечатать

Эксперт ПИУ РАНХиГС о стратегии и развитии национальных проектов

Сергей Емелин 19 ноября, 14:37

Национальные проекты в основе программы социально-экономического развития России до 2030 года. Они содержат ключевые решения, направленные на укрепление экономики страны, обеспечение технологического суверенитета и улучшение жизни граждан.

Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент кафедры государственного и муниципального управления Ирина Лагун отмечает: «Национальные проекты сегодня представляют собой не только инструмент государственной политики, но и особую форму взаимодействия государства и общества. В них заложен правовой и управленческий смысл современной России: обеспечение устойчивого развития, повышение качества жизни и укрепление социального государства.

С 2025 по 2030 год на реализацию национальных проектов планируется направить почти 60 трлн рублей, из которых свыше 40 трлн — средства федерального бюджета. Это крупнейший комплексный план государственного развития в современной истории.

Приоритетными направлениями стали нацпроекты «Семья», «Инфраструктура для жизни», «Молодёжь и дети», «Продолжительная и активная жизнь».

Каждый из них затрагивает не просто отрасли, а человеческое измерение государственной политики: заботу, поддержку, развитие, возможность достойной жизни.

Нацпроект «Семья» направлен на укрепление института семьи как основы общества. В 2025 году более 1,37 млн семей воспользовались средствами материнского капитала, а программой «Семейная ипотека» — свыше 324 тыс. семей. Создано 228 комнат матери и ребёнка при вузах страны.

Эти цифры не просто статистика. Это правовое воплощение конституционного принципа защиты семьи, материнства и детства, когда государство обеспечивает не декларативную, а фактическую поддержку.

Особое значение имеет цифровизация управления национальными проектами. Все 89 субъектов РФ подключены к федеральной цифровой системе мониторинга — «дашборду губернатора». Эта система позволяет в режиме реального времени отслеживать эффективность исполнения поручений, бюджетов и нацпроектов.

Кроме того, внедрение искусственного интеллекта в государственную систему анализа помогает оценивать взаимосвязь между проектами и национальными целями, формируя новую культуру управленческой ответственности.

Юридически важно отметить, что с 2025 года финансирование национальных проектов включено в долгосрочный бюджетный прогноз. Это означает переход к устойчивому, предсказуемому планированию, где государственные решения обретают черты правовой стабильности. Такой подход укрепляет доверие общества к институтам власти, делая управление более прозрачным и подотчётным.

Нацпроект «Инфраструктура для жизни» иллюстрирует практическое воплощение стратегических задач: в 2025 году в стране введено 175 мостов и путепроводов, обновлено 2,5 тыс. км дорог, ведущих к малым населённым пунктам. Для регионов это не только вопрос логистики — это вопрос связанности, доступности медицины, образования и новых рабочих мест. Здесь национальные проекты становятся инструментом реального выравнивания условий жизни в разных частях страны.

Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» охватывает ключевые направления охраны здоровья граждан — от профилактики до медицинской реабилитации. В 2025 году более 1 млн пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний получили бесплатные лекарства, а во всех 89 регионах утверждены программы по борьбе с хроническими болезнями. Это проявление правового принципа социальной государственности, когда забота о человеке является не только задачей медицины, но и обязанностью государства.

Таким образом, национальные проекты сегодня становятся отражением зрелости публичного управления. Они объединяют в себе стратегию, экономику и право, формируя устойчивую систему, где главный ориентир — человек и качество его жизни. В этом заключается не просто стратегия развития, а новая философия государственного управления — внимательная, ответственная и правовая».

Источник фото: ru.freepik.com