
В 2025 году российский мебельный рынок прошел очередную проверку на прочность. Заказчики ужесточали требования, спрос в отдельных сегментах падал, а себестоимость проектов росла. Российским производителям удалось удержаться и даже заложить основу для новых стандартов качества. Об этом — в итогах года от мебельной компании Monze.
Жилье и «коммерция» шли по разным траекториям
В 2025 м ситуация с меблировкой в обоих сегментах различалась кардинально. Но в целом она соответствовала ожиданиям участников рынка на начало года.
Как и предполагалось, спрос на комплектацию квартир от застройщика просел. Многие покупатели отказывались от нее, т.к. это увеличивало бюджет покупки и, соответственно, — ежемесячные платежи по ипотеке. Сам по себе интерес к форматам «под ключ» сохранялся, но в реальные сделки с меблировкой конвертировался реже, чем в 2024-м: покупатели ждали снижения ставок.
В коммерческой недвижимости все было наоборот. Стабильно увеличивались объемы заказов на оснащение офисов, отелей и других объектов — по разным причинам. Например, в HoReCa повлиял рост внутреннего туризма. А меблировка офисов была в тренде из-за дефицита готовых ко въезду помещений, при том, что резиденты БЦ в них нуждались.
Роль МОПов в борьбе за клиента стала одной из ведущих
Также в коммерческом и жилом сегментах — и в премиальных, и в бюджетных классах — весь год оставалось востребованным оснащение мест общего пользования. Почему на спрос не повлияла экономическая нестабильность? Все дело в конкуренции за покупателя и арендатора.
«Места общего пользования стали неотъемлемой частью проектов. В жилых зданиях они давно не ограничиваются функцией «проходного холла», в коммерческих к их оформлению тоже перестали относиться формально. И хотя сам тренд на дизайнерскую меблировку МОПов — не новый, важно, что в 2025 году он продемонстрировал устойчивость к кризисам», — отметил Александр Шнурко, операционный директор ООО «Монзе».
В Monze проанализировали, что в 2025-м около 80% мест общего пользования в проектах массового сегмента комплектовались стойками ресепшен. Также частыми элементами были диваны, кресла, столики. В более статусных объектах базовый набор мебели дополняли авторскими предметами дизайна.
Ключевым требованием стала долговечность изделий: даже в проектах для массовой аудитории мебель в МОПах должна годами сохранять внешний вид.
Забота о здоровье изменила меблировку офисов
Отдельный и, как ожидают в Monze, перспективный тренд сложился в офисной недвижимости.
Стремление людей к оздоровлению в сейчас проявляется во всех сферах жизни. В деловых пространствах оно нашло отражение в новой философии интерьера. В 2025-м все чаще появляются зоны психологической разгрузки, мебель с ортопедической поддержкой и та, которую легко трансформировать.
В интерьерах офисов теперь доминируют природные материалы и биофильный дизайн, стали востребованы антибактериальные покрытия для поверхностей, легко поддающиеся очистке.
«Такой системный подход к организации здоровой среды пришел на смену разрозненным опциям, ранее «отвечавшим» за благополучие сотрудников. Он задал новый высокий стандарт в офисной эргономике», — подчеркнул Александр Шнурко.
Проектная меблировка «обросла» своими требованиями
Также игроки мебельного рынка заметили: девелоперы в 2025-м изменили ключевые требования к подрядчикам. Сейчас им важно, в первую очередь, безупречное качество, жесткое соблюдение сроков, гибкость производителя в процессе выполнения заказа.
Помимо этого, от мебельных компаний ожидали точного соответствия готовых изделий проектным визуализациям, индивидуального подхода к проектам — по материалам, цветам, фурнитуре.
Причина в том, что цены у разных поставщиков стали сопоставимы. Поэтому при выборе мебельной фабрики для заказчиков на первый план вышли другие критерии — надежность и готовность к диалогу.
Как производители сдерживали рост цен
Рынок меблировки в 2025 году в очередной раз продемонстрировал тренд на удорожание. В зависимости от сегмента, материалов и вида изделий аналитики называют цифры от нескольких процентов до 15-20%.
«На индексацию повлияли рост закупочных цен на материалы и мебельную фурнитуру, дефицит кадров и рост зарплат, увеличение логистических расходов, отсутствие недорогого кредитования», — сказал Александр Шнурко.
Чтобы притормозить темпы удорожания, фабрики сочетали несколько подходов. Например, закупки материалов и фурнитуры до плановых повышений цен у поставщиков, заказ всего необходимого под конкретный проект (это позволяло снизить зависимость от кредитов), роботизацию — для сокращения издержек и ускорения производственного цикла.