Распечатать

Колонка эксперта Президентской академии в Волгограде. Транспортная отрасль: внедрение новых технологий

Павел Павлов 25 декабря, 15:39

Российская транспортная отрасль переживает период активного развития, направленного на модернизацию инфраструктуры и внедрение передовых технологий. Так, разрабатывается закон о регулировании беспилотных транспортных средств. Готовится запуск беспилотных автомобилей 5-го уровня автоматизации. Уже сейчас на дорогах России успешно функционируют 95 беспилотных грузовых автомобилей 3-го уровня автономности.

В строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург задействовано около 14 тыс. человек и почти 5 тыс. единиц техники, сообщили в инфоцентре проекта.

«Всего в строительстве задействовано почти 5 тыс. единиц техники и около 14 тыс. человек — они прокладывают подъездные дороги, переносят инженерные коммуникации, обустраивают временные городки для размещения специалистов. В строительстве также задействован беспилотный каток — совместная разработка ГК «Нацпроектстрой» и АО «ГЛОНАСС», — сказано в сообщении.

Ход строительства одного из участков первой линии ВСМ в Санкт-Петербурге осмотрели вице-премьер РФ Виталий Савельев, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, министр транспорта РФ Андрей Никитин, генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, глава АО «Группа компаний Нацпроектстрой» Алексей Крапивин и генеральный директор ООО «ВСМ Две столицы» Олег Тони.

«Нам очень важно было посмотреть эту точку. Здесь как раз город будет соприкасаться с ВСМ: входы, выходы. И очень много будет замен сделано. Здесь все должно сработать бесшовно. И никакого сбоя не может быть по пассажиропотоку, по сообщениям. То, что мы сейчас отметили, и то, что нам строители показали, что мы идем по плану, — самое главное», — сказал Савельев.

 (17.12.2025 https://tass.ru/ekonomika/25940729)

Проект федерального закона о регулировании движения высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах РФ планируется внести в правительство РФ в первом квартале 2026 года, говорится в сообщении кабмина по итогам совещания под председательством вице-премьера Виталия Савельева.

«Ранее Виталий Савельев поручил Минтрансу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить разработку, принятие и вступление в силу федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с дорожной картой. Внесение законопроекта в правительство запланировано на I квартал 2026 года», — сказано в сообщении.

В ходе совещания обсуждался ход исполнения плана мероприятий по созданию условий для применения высокоавтоматизированных транспортных средств 5-го уровня автоматизации (без водителя) на территории России.

Также поднималась тема развития дорожной карты, включающей создание правовой базы для беспилотников и тестирование транспорта 5-го уровня автономности. В рамках этого плана также будет разработана концепция развития рынка беспилотных грузоперевозок в России до 2035 года.

В сообщении также отмечается, что в настоящий момент на дорогах общего пользования в России уже курсируют 95 беспилотных грузовых автомобилей 3-го уровня автономности. 

(09.12.2025 https://tass.ru/politika/25862761)

Эксперт Волгоградского института управления - филиала Президентской академии Татьяна Иванова, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента комментирует внедрение новых технологий в транспортной отрасли:

«Говоря о транспортной отрасли, прежде всего, вспоминаешь впечатляющие цифры построенных и реконструированных дорог, появление на линиях новых автобусов, троллейбусов и трамваев, повышение комфортности авиаперевозок. Но значительные изменения происходят и в технологиях перевозок.

Так, в настоящее время широко распространено использование воздушных беспилотных аппаратов. Но в скором времени нас ожидает и использование беспилотных автомобилей. В 2025 году на двух российских магистралях успешно осуществляли перевозки 95 грузовых автомобилей 3-го уровня автоматизации, при котором система сама управляет движением, но водитель находится рядом и при необходимости должен скорректировать движение.

В настоящее время Министерство транспорта РФ обеспечивает разработку проекта закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его рассмотрение Правительством РФ запланировано на I квартал 2026 года. Ожидается, что это создаст нормативную базу разработки и тестирование транспортных средств 5-го уровня автоматизации, то есть полностью без водителя. Испытания таких автомобилей планируют начать уже в 2026 году. Работы ведутся в рамках утвержденной «дорожной карты» по выводу беспилотного транспорта на автомобильные дороги России.

Формируется концепция развития рынка грузоперевозок с активным использованием беспилотного транспорта до 2035 года. В следующем году планируется запустить в эксплуатацию систему цифровых двойников дорог для управления движением таких машин. В неё входят высокоточные цифровые карты дорог, их инфраструктура, взаимодействующая с автономным транспортом, а также центр управления, собирающий данные о состоянии дорог в реальном времени и интеллектуальная система управления дорожным движением.

В Волгоградской области модуль «Цифровой двойник» реализуется в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Система уже охватывает более 1500 км дорог в Волгограде и ближайших населенных пунктах. Дороги оцифровываются с помощью панорамных камер, беспилотных летательных аппаратов, лазерных сканеров. В цифровом виде отображаются дорожные знаки, светофоры, ямы и выбоины. Это позволяет быстро выявлять повреждения дорожного покрытия, оперативно планировать ремонтные работы, сокращая аварийность и экономя бюджетные средства».