
Министерство финансов Российской Федерации подтвердило, что право на социальный налоговый вычет по расходам на обучение имеют как сам обучающийся, так и его родитель (опекун или попечитель), оплативший образование. Главное условие — оба должны являться плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и подтвердить фактические расходы на образовательные услуги.
Сегодня, предельные суммы расходов, принимаемых к вычету, составляют — на собственное обучение (а также обучение брата, сестры или супруга) лимит 150000 рублей в год, максимальная сумма возврата при ставке НДФЛ 13% — 19500 рублей; на обучение ребенка (подопечного) по очной форме лимит 110000 рублей в год на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей, максимальный возврат — 14300 рублей на каждого ребенка. При этом, если обучение оплачено до 2024 года, действуют прежние лимиты: 120000 рублей для «себя/брата/сестры» и 50000 рублей на ребенка.
Вычет предоставляется при наличии у образовательной организации лицензии на образовательную деятельность. Плательщик должен понести расходы на обучение и подтвердить их документально. На текущий момент для подтверждения расходов достаточно справки об оплате образовательных услуг, выданной учебным заведением или индивидуальным предпринимателем. Для расходов, понесенных до 2024 года, по-прежнему требуется полный комплект документов — договор, платежные документы, копия лицензии.
Оформить вычет можно тремя способами: через работодателя — не дожидаясь окончания года, в котором произведена оплата, при подтверждении права налоговым органом; через ФНС — подав декларацию 3-НДФЛ после окончания года (в течение трех лет с момента возникновения расходов); в упрощенном порядке — на основании сведений, переданных образовательными организациями в налоговые органы напрямую; в личном кабинете налогоплательщика появляется предзаполненное заявление, которое достаточно проверить и подписать.
«Таким образом, налоговый вычет за обучение — это действенный механизм возврата части уплаченного НДФЛ, который может быть использован как самим обучающимся, так и его родителями. В настоящее время процедура получения значительно упрощена за счет перехода к электронному взаимодействию между образовательными организациями и налоговой службой. Гражданам, несущим расходы на образование, целесообразно заранее позаботиться о сохранении подтверждающих документов и своевременно воспользоваться правом на вычет — через работодателя в текущем году или через ФНС в течение трех последующих лет», — комментирует профессор Ставропольского филиала Президентской академии Бабина Елена.