Техника и оборудование » Новости

Сергей Когогин, КАМАЗ: «У нас есть все для того, чтобы двигаться вперед»

Гендиректор ПАО «КАМАЗ», председатель ассоциации автопроизводителей России Сергей Когогин в ходе рабочего визита посетил завод энергетического машиностроения «ЭЛСИБ». Во время встречи с коллективом предприятия он поделился своим видением будущего отрасли. Тайга.инфо записала фрагменты диалога.

Сергей Когогин: Я убеждён, что за распределенной энергетикой в нашей стране будущее. Анализ показывает, что до 70% электрических сетей изношены, это триллионы, может и десятки триллионов рублей на реконструкцию и модернизацию всех сетей. Я понимаю, что наша экономика таких инвестиций не поднимет. Соответственно, энергетики будут продолжать свою тенденцию по повышению тарифа, если последние годы это как-то сдерживалось, было не выше инфляции, то в прошлом году были приняты несколько решений, которые настраивают нас на обратное.

В частности, строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов отнесено на тариф, то есть, инвестиции будем все мы, вся экономика будет выплачивать за экологические темы. Сейчас энергетикии сетевые, и генерирующие компании активно продавливают тему повышения тарифов, показывая необходимость инвестиций в модернизацию своего хозяйства. Бесконечно правительство занимать позицию: «Нет, не пущу, не дам», — не может продолжать, поэтому скорее всего сдадутся, и тарифный комитет будет увеличивать нагрузку и в росте тарифов.

Это не профильный бизнес для «КАМАЗа», но мы видим в этом направлении расширение наших возможностей. Консолидируемые объемы «КАМАЗа» по прошлому году составили 157 млрд рублей — это то, что непосредственно в группу «КАМАЗ» консолидируется, где у нас контрольный пакет. Ещё у нас больше десятка совместных предприятий с долей 50 на 50, мы консолидируем только прибыли на этих предприятиях, это еще 57 млрд рублей, то есть, за 200 млрд мы переваливаем с общим объемом промышленного производства. У нас в Набережных Челнах 35 тысяч работающих, за пределами Набережных Челнов ещё 10 тысяч, около 80 юридических лиц. Недавно мы закрыли сделку и приобрели ещё 13 заводов по производству автокомпонентов, принадлежащих «Ростеху», потому что, если нет компонентов, нет качества, вот мы и вынуждены этим заниматься.

С точки зрения развития инвестиций, мы сторонники опережающего развития в нашей технике: три года назад запустили автомобиль четвертого поколения. Это премиум-сегмент, конкуренция с европейскими брендами, каждый год нам удается удваивать объем производства и продаж именно премиум-сегмента. Мы вовремя начали думать о потребительских свойствах и увеличении эффективности транспорта. Потому что легковые машины приобретают для удовольствия, а грузовик приобретается для зарабатывания денег. И последняя волна кризиса нам помогла, потому что после девальвации наши машины по цене оказались конкурентоспособными, хотя импортных комплектующих в них достаточно много.

С 2019 года мы запускаем в серию машину уже пятого поколения. До 20 млрд рублей в год вкладываем в инвестиции, нас поддержало правительство в виде кредитных ресурсов и гарантий по нашим облигациям.

Строим два новых завода в Набережных Челнах: завод кабин и завод двигателей. Завод кабин — это по факту industry 4.0, о которой мы сейчас много слышим и говорим. У нас достаточно высокий уровень автоматизации на сегодняшнем производстве кабин, но тем не менее там 3 500 человек задействовано, новый завод — 350 человек на производстве и 300 вспомогательных (в основном связанных с логистикой). Все сварочные и окрасочные процессы роботизированы. Нашим акционером является немецкая компания Daimler, они наш технологический партнер, и завод кабин идет для двух брендов — и для КАМАЗа, и для Mercedes. Каркас общий, а всё, что касается интерьера-экстерьера и системы управления, компании делают каждый по-своему. Инвестиции только в завод кабин составили 15 млрд рублей.

У нас достаточно большой блок по производству электродвигателей, и мы искали, где еще расширить линейку применения наших моторов. В нашей стране дизельное двигателестроение в общем-то умерло, остались КАМАЗ и Ярославский моторный завод, всех остальных можно не считать — это больше забавы, чем они занимаются. Мы посмотрели, что наиболее эффективное направление — масштабная электрогенерация. Начали производство, 200-250 дизельгенераторов мы сегодня продаём. В основном это резервные источники питания. Но понимая, что нужно идти на распределенную генерацию, мы сделали электродвигатели на газовом топливе, и газопоршневая электрогенерация пошла. Когда мы увидели перспективы и себестоимость, я решил, что нам нужно развивать тяжёлое моторостроение. Мы купили в Ярославской области Тутаевский моторный завод, который делает 18-литровые моторы в основном для военной техники и сельхозмашиностроения. Сегодня мы на этот завод заводим СП с крупной китайской компанией, они в год производят до 5000 дизельных и газовых генераторных установок.

У нас в стране общий рынок такой распределенной генерации от 30 до 50 млрд рублей в год, я уверен, что он будет расти. Мы рассматриваем, кто будет поставщиком электрогенераторов, надо понимать, на каком уровне у нас в стране это находится. Да, перспективы есть, но, если мы в эту область идем, то все должны понимать, что там совершенно другие требования. Это поточное производство, не штучное, как сегодня, это серии, должны быть четко выстроенные потоки. Я уверен, что это направление, которое будет просто миллиардным.

Чтобы свои подозрения и решения проверить, в нашей большой компании я сформировал отдельную группу, которая занимается сегодня инжинирингом и строительством электростанций. Первую электростанцию в августе прошлого года мы запустили на КАМАЗе: 12 МВт на газопоршневых моторах Hyundai. Не свое, потому что у нас такой мощности пока еще нет. Опыт удачный. «КАМАЗ» даже в состоянии покоя потребляет в Челнах 60 мегаватт, для нас ещё пару таких станций поставить — это осознанная необходимость. Мы будем это продолжать, но сейчас берем паузу, потому что я бы хотел всё-таки, чтобы мы шли на свои двигатели, на свою генерацию. За пределами Набережных Челнов в этой компании наша задача в этом году сделать еще две электростанции на заводах меньшего размера. Вот, сразу после запуска 12 МВт получили предложение на еще 6 проектов, но у нас просто нет возможности ресурс отвлекать в таком объеме.

Это направление очень важное, и я уверен, что энергетическое машиностроение — перспективная отрасль.

Тайга.инфо: В последнее время мы все чаще слышим, что федеральная повестка смыкается с региональной, почему центр начал обращать повышенное внимание на регионы?

Сергей Когогин: В любом управлении есть время, когда натягиваешь вожжи, придерживаешь, есть время, когда отпускаешь. Сегодня экономическое развитие нашей страны идет достаточно активно, чтобы об этом ни говорили, но темп изменения в экономике настолько велик, что из центра всё отслеживать невозможно. Неизбежен процесс, когда нужно перекладывать ответственность на региональные власти и давать больше свободы. Вот этот процесс и начался.

Тайга.инфо: Росстат опубликовал данные по IV кварталу, где видно, что объем промышленности просел примерно на 1,7%. Что ожидает российскую промышленность в этом году, рост или стагнация?

Сергей Когогин: Я все-таки руковожу компанией, которая работает строго в инвестиционной области: есть инвестиции в стране — есть продажи грузовых автомобилей. В прошлом году рынок вырос очень значительно, мы тоже подросли, порядка 16% общий объем продаж у нас вырос. В этом году мы также ждем роста на 10−12% и настроены на эту работу. То есть, с точки зрения экономических вопросов процесса спада в стране не ожидаем.

Есть, конечно, политическая составляющая, мы работаем в условиях санкционного режима, а это неизбежно накладывает отпечаток на действия экономики. Хотя надо сказать, что у нас у всех, по-моему, появилась уверенность, что санкции сработали, не только создавая нам проблемы, но и появились огромные возможности. Возьмите сельское хозяйство, темпы роста просто баснословные там, как говорится, цель санкционной политики была создать нам проблемы в этой области, а получилось наоборот. Сегодня мы не только себя кормить стали, мы ещё и продаем достаточно много продуктов питания за пределы страны, мясом свинины, птицы обеспечиваем себя. Урожай зерновых — я знаю, что даже в Новосибирской области существуют проблемы, как вывезти, хотя уж у вас-то климатическая зона точно зона рискованного земледелия. Стали справляться же, то есть санкции заставили нас консолидироваться на выполнении целей и задач. И мы стали более активно двигаться вперёд. Поэтому я не жду каких-то сверхпроблем, которые могут у нас возникнуть и остановить развитие нашей экономики. Скорее наоборот, у нас есть всё для того, чтобы двигаться вперед.

Источник: http://tayga.info
Просмотров: 11

Печать