Техника и оборудование » Новости

Российская суперверфь на Дальнем Востоке

На тяжелом достроечном стапеле судостроительного комплекса «Звезда» началось формирование корпуса многофункционального судна снабжения ледового класса. На стапельно-опорном устройстве установлена закладная днищевая секция. Производится стыковка шести секций, ведутся работы по установке труб и приварного корпусного насыщения. Стапельный этап постройки судна — это целый комплекс мероприятий, который предусматривает установку секций будущего судна, согласно чертежному плану, и их подготовку к сварке.

Первый заказ судоверфи «Звезда», который предусматривает строительство четырех многофункциональных судов снабжения, разместила «Роснефть», выступив в качестве якорного заказчика. В соответствии с графиком строительства первый спуск на воду запланирован на 2019 год. Строящиеся многофункциональные суда снабжения ледового класса спроектированы для широкой географии плавания и предназначены для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов.

Линейка «звездных» кораблей

Церемония закладки секций четырех судов снабжения ледового класса «Катерина Великая», «Святая Мария», «Владимир Мономах» и «Александр Невский» состоялась год назад, 8 сентября 2017 года, во время визита Владимира Путина на «Звезду». «Роснефть» заключила с судоверфью эксклюзивное соглашение о размещении всех своих заказов на строительство новой морской техники и судов. Сегодня в портфеле заказов ССК 26 судов: четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса; 10 танкеров класса «Афрамакс»; 10 арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн; арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тысяч тонн.

Производственная программа ССК «Звезда» разработана до 2035 года исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи при загрузке на уровне 80%. Она насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Программа одобрена Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторгом РФ.

В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Первый заказ на изготовление четырех судов снабжения ледового класса «Роснефть» разместила в 2016 году. В 2017-м состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров типа «Афрамакс». Суда будут построены совместно с южнокорейским партнером ССК «Звезда» компанией Hyundai Heavy Industries и сданы в эксплуатацию начиная с 2021 года.

В октябре 2017 года дочернее общество «Роснефти» «Роснефтефлот» заключило с ССК «Звезда» договоры на строительство 10 арктических танкеров-челноков. Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 метра при температуре атмосферного воздуха до минус 45 градусов. Новую серию танкеров планируется использовать для перевозки нефти, добываемой на Пайяхском месторождении, из устья реки Енисей по трассе Северного морского пути как в западном, так и в восточном направлении.

В рамках Петербургского международного экономического форума подписан договор между ССК «Звезда» и ФГУП «Росморпорт» на строительство мелкосидящего ледокола с опционом еще на три судна. Ледокол будет использоваться для организации проводки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, в том числе для нужд морских терминалов, оператором которых является НК «Роснефть». Первое судно серии планируется построить до конца 2021 года. Оно предназначено для эксплуатации в мелководных районах Арктики, Азовском и Каспийском морях, при необходимости и в других морских бассейнах.

Суперсовременное оборудование позволит ССК «Звезда» выполнять заказы по производству судов тех типов и размеров, которые российские компании ранее вынуждены были заказывать на зарубежных верфях из-за отсутствия производственных мощностей в России. «Звезда», например, станет единственным предприятием в России, которое сможет строить крупнотоннажные челноки и суда-газовозы. Строительство газовозов является одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи. Эти суда могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также использоваться для транспортировки добытого на территории страны природного газа.

У истоков крупнотоннажного судостроения

«С развитием судоверфи «Звезда» у нас фактически создается новая отрасль промышленности — тяжелое судостроение, — подчеркивает член комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев.- В советское время у нас было создано предприятие «Арктикморнефтегазразведка»; оно было полностью укомплектовано судами, изготовленными за границей. Так что отрасли тяжелого судостроения как таковой у нас в стране прежде не было. Залогом успеха новой верфи являются традиции военного судостроения на «Звезде» и опыт лучших корабелов мира — южных корейцев, с которыми «Роснефть» сейчас очень активно сотрудничает. Как и Южная Корея в свое время, мы создаем свое тяжелое судостроение с нуля. У южнокорейцев главной фишкой стали газовозы — танкеры для перевозки сжиженного природного газа, и они сейчас — номер один на мировом рынке строительства газовозов. У них огромная очередь заказов, и это, надо сказать, очень доходная отрасль промышленности. У нас, конечно, направленность будет несколько другой. Мы будем строить газовозы, но, думаю, в первую очередь «Звезда» сделает ставку на линейку судов и платформ для освоения Арктического региона и Северного морского пути». «Севморпуть, — добавляет эксперт, — будет в дальнейшем очень востребован: он на 8 тысяч километров короче южной морской трассы, на нем нет и не предвидится пиратов. Предполагается, что в ближайшие годы объем перевозок по нему увеличится до 40 млн тонн. Это принесет огромные деньги в российский бюджет, так как заправка судов топливом — это золотое дно для нас».

«На Дальнем Востоке строится принципиально новый завод, — отмечает заведующий кафедрой кораблестроения Института транспортных систем Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Валерий Зуев. — С появлением этого завода мы сможем строить самые современные крупнотоннажные морские суда. Суда такого типа имеют большое значение для всей страны. Это принципиально новый подход к судостроению. Приморский край, конечно, заинтересован в создании новых рабочих рук, а в остальном это должно быть всероссийским делом».

«На данный момент за рубежом, например на азиатских верфях, строительство идет гораздо быстрее из-за высокой автоматизации производства, — говорит главный редактор FlotProm Сергей Сочеванов. — У нас в России эти технологии еще недостаточно внедрены. И если судоверфь «Звезда» сможет обеспечивать строительство судов в короткий срок, то, естественно, это пойдет ей на пользу и пойдет на пользу экономике Приморья в целом».

На «Звезде» создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая максимально автоматизировать производственные процессы и управление. Среди уникальных технологий можно выделить высокоточные методы разметки, сварки и резки металла, включая лазерные; технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D-моделирования; современные технологии производственных процессов, процессов управления и планирования производства на всех этапах — от разработки документации до сдачи судна. Использованные методы организации производства, а также примененная на ССК «Звезда» технология крупносекционной сборки позволяют одновременно строить на верфи и спускать на воду ряд крупнотоннажных судов и офшорных объектов массой до 40 тысяч тонн.

Доки и голиафы

Строительство ССК «Звезда» ведется в два этапа. В рамках первой расширенной очереди (окончание в 2019 году) еще в 2016 году были введены в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры, а в августе 2017 года — открытый достроечный тяжелый стапель.

Открытый достроечный стапель верфи — сложное инженерное сооружение площадью 12 гектаров. На стапеле четыре портальных крана грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, аналогов которому нет на российских верфях. Краны такого типа позволяют вести строительство одновременно нескольких судов из крупных блоков (на существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн). С 2017 года крановое оборудование активно используется в производственной деятельности. Стапель позволяет строить суда и офшорные объекты длиной до 300 метров и шириной до 75 метров.

Судостроительный кран «Голиаф» спроектирован для перемещения, стыковки и переворачивания грузов большого размера на судостроительных верфях. Его высота составляет 110 метров, длина крановой балки — 230 метров. Отличительной особенностью крана является автоматизированная интеллектуальная система управления ASCS. Система полностью управляет работой крана, учитывает влияние комплекса внешних факторов и позволяет передать управление гигантом одному оператору.

24 июля 2018 года на ССК «Звезда» был поставлен транспортно-передаточный плавучий док (ТПД) грузоподъемностью 40 тысяч тонн. Это один из ключевых элементов верфи. Он предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупногабаритных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой до 40 тысяч тонн и дедвейтом до 350 тысяч тонн, а также объектов морской техники, в частности буровых платформ и их элементов, без специальных приспособлений и обеспечивает высокое качество и безопасность спуска. Также док сможет осуществлять подъем из воды с последующей передачей на причал и спуск на воду ремонтируемых объектов, буксировку судна либо элемента буровой платформы. У транспортного дока высокая степень автоматизации. Процессом погружения и всплытия дока управляет один человек. Из центрального пульта управления ТПД можно управлять всеми основными и вспомогательными механизмами и системами дока, а также вести наблюдение за процессами погрузки и выгрузки морских объектов.

В дополнение к строящемуся крупнейшему в России сухому доку передаточный док позволит существенно расширить производственные возможности ССК «Звезда», обеспечивая спуск на воду строящихся судов и морской техники с открытого тяжелого достроечного стапеля.

В рамках второй очереди (окончание — в 2024 году) будет построен сухой док. Он является уникальным сооружением для нашей судостроительной отрасли имеет размеры 485?х?114?х?15. Таких крупных гидротехнических объектов еще никогда не строилось в России. Он предназначен для строительства буровых платформ, супертанкеров, газовозов, судов снабжения и других видов морской техники, в том числе для работы в Арктике. Строительство уникального дока ведется при участии ученых ДВФУ.

Тяжелый достроечный стапель ССК «Звезда» и сухой док являются крупнейшими на сегодняшний день спусковыми и гидротехническими сооружениями в России. Передовое производственное оборудование, современная система управления производственным процессом, не имеющие аналогов в стране, позволят верфи обеспечить производительность труда на уровне лидеров мирового судостроительного рынка и стать наиболее эффективным центром гражданского судостроения в России.

В рамках второй очереди также будут введены в эксплуатацию производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. Их ввод в эксплуатацию позволит предприятию строить суда длиной до 300 метров и дедвейтом до 350 тысяч тонн, производить в готовом виде элементы верхних строений полупогружных и других морских платформ.

«Звезда» как локомотив

Теперь об истории «Звезды». В 2013 году по поручению президента России Владимира Путина на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта началось создание судостроительного и промышленного кластера по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений. Проект строительства суперверфи «Звезда» — первой в России верфи крупнотоннажного судостроения — реализуется консорциумом частных инвесторов во главе с «Роснефтью». Производственная программа судоверфи в первую очередь ориентирована на нефтегазовые компании, осуществляющие добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и природного газа.

Строительство суперсовременной верфи «Звезда» будет иметь значительный мультипликативный эффект для российской промышленности. Судостроение традиционно является локомотивом для развития смежных отраслей, таких как металлургия, машиностроение, приборостроение, химическая промышленность, промышленное строительство. Реализация проекта по созданию ССК «Звезда» предполагает создание смежных производственных площадок, которые будут обслуживать судоверфь.

Производство сложных морских буровых установок и ледоколов позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий Дальнего Востока и других регионов, создать мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к премиальным рынкам АТР. В рамках Дальневосточного промышленного кластера будет создана вся технологическая цепочка для производства продукции. Ключевыми участниками этого кластера станут предприятия, входящие в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Для размещения заказов на производство оборудования и сопутствующих комплектующих будут привлекаться судостроительные и машиностроительные предприятия Дальнего Востока. Данный подход позволит создать платформу для обмена знаниями и опытом в судостроительной отрасли, а также пул проектных и технологических решений и привлечь инвестиции в развитие Дальнего Востока.

Социальная инфраструктура

«Звезда» завершила строительство современной газовой котельной мощностью до 150 Гкал/ч. На новом объекте успешно проведен первый розжиг водогрейного котла. Таким образом, на котельной начались пусконаладочные работы, а также испытания основного и вспомогательного оборудования.

Для обеспечения работы уникальной котельной по заказу ССК «Звезда» в город Большой Камень впервые был подведен трубопроводный газ. До этого тепло на предприятии обеспечивалось за счет мазута. Новая котельная предназначена для бесперебойного теплоснабжения объектов капитального строительства сразу двух крупных предприятий — Судостроительного комплекса «Звезда» и Дальневосточного завода «Звезда».

Строительство котельной велось в два этапа. Первый был завершен до начала отопительного сезона осенью 2017 года, что позволило обеспечить теплом и горячим водоснабжением блок корпусных производств и окрасочные камеры ССК «Звезда». Запуск в эксплуатацию котельной запланирован на осень 2018 года.

На очереди — строительство второй газовой котельной ССК «Звезда», которая в будущем может быть использована в том числе и для нужд объектов города Большой Камень Приморского края.

В целом следует отметить, что успешная работа ССК «Звезда» зависит от обеспечения сотрудников качественным жильем и создания современной социальной инфраструктуры. В настоящее время на верфи работают 1,5 тысячи человек, из них 89% — жители Дальнего Востока. К 2024 году на верфи будут работать свыше 7,5 тысячи человек.

Уже сданы в эксплуатацию и заселены два дома по 68 квартир в Пятом микрорайоне Большого Камня, ведется активное строительство целого квартала в Шестом микрорайоне, проведены конкурсные процедуры и выбран подрядчик на строительство жилых домов еще в двух микрорайонах. Всего же до 2023 года планируется построить около 5 тысяч квартир, полностью обеспечив потребности работников в жилье. В городе создается вся необходимая социальная инфраструктура: детские сады, школы, больницы.

Чтобы обеспечить ССК «Звезда» квалифицированными кадрами для работы на уникальном оборудовании верфи, в городе Большой Камень создается «Центр профессиональной подготовки ССК «Звезда». Планируется, что здесь будут проходить обучение около 300-400 человек в год. Учебный центр будет оснащен новейшим оборудованием. Программы подготовки кадров разработаны в соответствии с технологическими и производственными требованиями комплекса. Центр сможет обеспечить не только потребности ССК «Звезда». Здесь будут проходить стажировку студенты Дальневосточного судостроительного колледжа и ДВФУ. Для детей Большого Камня на базе комплекса откроется кружок по судомоделированию.

На базе большекаменского Дальневосточного судостроительного колледжа для сотрудников ССК «Звезда» созданы курсы профессиональной подготовки по востребованным на верфи специальностям. Курсы уже окончили и трудоустроились более 50 человек, еще 25 соискателей сейчас проходят переподготовку. В 2018 году запланировано обучить 200 человек.

Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 44

Печать