Сделка ОПЕК+ оказалась выгодной для ее участников, но этой осенью ее ждет очередное испытание на прочность. При этом задающей тон на рынке Саудовской Аравии приходится одновременно решать несколько различных задач 23 сентября 2018 года в Алжире состоится очередная встреча стран ОПЕК+, на которой предстоит перераспределить квоты между участниками сделки с учетом наблюдаемого падения добычи нефти в Иране и Венесуэле, а также в Мексике и Анголе. Установившийся ценовой коридор в $70-80 за баррель в целом устраивает большинство игроков мирового рынка за исключением входящих в предвыборный период США. Теперь перед ОПЕК+, а главным образом — Саудовской Аравией, стоит сложная задача: сохранить достигнутый баланс, несмотря на все дестабилизирующие факторы.
Текущая ситуация
С момента заключения сделки странами ОПЕК+ в ноябре 2016 года нефть подорожала на 75%: с $45 до $79 за баррель. Участники соглашения добились своей цели — снижения коммерческих запасов нефти. Их уровень в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в июле 2018 года был на 280 млрд баррелей ниже среднего пятилетнего показателя.
Одним из главных драйверов роста нефтяных цен было увеличение спроса, которое, к радости участников коалиции, не затормозилось и после двукратного подорожания нефти. Рост спроса с момента заключения сделки по август 2018 года составил около 2,5 млн барр./сут. Основной прирост дали Китай, Индия, США и Германия. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что за весь 2018 год рост спроса составит 1,4 млн барр./сут., а в 2019 году — еще 1,5 млн барр./сут.
Балансировке рынка способствовал и небывало высокий уровень выполнения сделки странами ОПЕК+ — более чем на 100%. Однако начиная с мая 2018 года это объясняется не только «сознательностью» стран-участниц, но и вынужденным снижением добычи некоторыми странами, прежде всего Венесуэлой — из-за затяжного кризиса в стране, и Ираном — из-за скорого вступления в силу санкций со стороны США. Падение или нестабильный уровень добычи наблюдаются также в Ливии, Нигерии, Анголе и Мексике. Только с мая по сентябрь 2018 года добыча в этих странах снизилась на 680 тыс. барр./сут.
Выпадение серьезных объемов добычи в Венесуэле и угроза еще большего ее снижения со стороны Ирана привели к тому, что в конце июня 2018 года участника сделки пришлось договариваться об увеличении добычи сырой нефти на 1 млн барр./сут. При этом многие страны ОПЕК+, в том числе Россия и Саудовская Аравия, начали наращивать добычу, не дожидаясь официального решения.
По данным ежемесячного отчета ОПЕК, Саудовская Аравия в июне увеличила производство сырой нефти на 420 тыс. барр./сут. (до 10,44 млн барр./сут.). Для весенне-летнего сезона в королевстве рост добычи — нормальное явление, обусловленное жарой и повышенным спросом на электроэнергию, но обычно он не превышает 150-180 тыс. барр./сут. Похожая картина наблюдалась и в других странах ОПЕК+ — наращивали все, кто мог. Так, в ОАЭ добыча выросла на 30 тыс. барр./сут., в Ираке на 70 тыс. барр./сут., в Омане на 195 тыс. барр./сут.
Среди не входящих в ОПЕК, но участвующих в сделке стран положительную динамику продемонстрировала Россия, нарастив в июне добычу более чем на 90 тыс. барр./сут. В сочетании со снижением добычи в Венесуэле и ряде других стран это обеспечило исполнение сделки ОПЕК+ в июне на 103%.
Результаты июля оказались еще скромнее: чистый прирост добычи в ОПЕК+ составил 340 тыс. барр./сут, а исполнение сделки — 97%. Август позволил ОПЕК+ увеличить добычу лишь на 105 тыс. барр./сут., что сказалось на уровне исполнения соглашения, он вырос до 108%. Таким образом, по итогам трех месяцев, суммарный прирост добычи в странах ОПЕК+, имеющих квоты, составил 870 тыс. барр./сут. из оговоренного увеличения квот на 1 млн барр./сут.
За пределами ОПЕК+ основной рост добычи пришелся на США. За период с мая по сентябрь 2018 года добыча в Штатах увеличилась более чем на 500 тыс. барр./сут., по предварительным данным Департамента энергетики США, в августе страна почти достигла рекордной отметки в 11 млн барр./сут. А экспорт сырой нефти из США в августе составил 2 млн барр./сут, главными импортерами стали страны Европы и Азии.
Что повлияет на цены?
По итогам последних месяцев рынок сбалансировался, но при этом напряженность на нем возросла, что увеличивает неопределенность ценовых прогнозов.
Вступление в силу американских санкций против Ирана может значительно повлиять на цены. В 2012 году, когда Совет безопасности ООН ввел жесткие санкции против Тегерана, цены выросли почти на $10 за баррель. В этот раз они могут подняться еще сильнее, поскольку санкции грозят Ирану снижением добычи не менее чем на 50%. Корея с июля прекратила покупать иранскую нефть. Европейские, японские, тайваньские и частные индийские НПЗ тоже заявили о том, что откажутся от иранской нефти. Только Китай не делал никаких заявлений об изменении объемов импорта.
Добыча в Ливии за последний год выросла до 1 млн барр./сут., но говорить о стабильности еще рано. Из-за военных конфликтов добыча в течение месяца может колебаться в пределах 200-300 тыс. барр./сут. Еще одной «болевой точкой» рынка является Венесуэла. Кризис, начавшийся в стране еще в начале 2015 года, привел к тому, что добыча нефти снизилась с 2,4 млн барр./сут. в январе 2015 года до 1,23 млн барр./сут.в августе 2018 года. Ожидается, что падение будет продолжаться и дальше.
Растущая добыча нефти в США ограничивается нехваткой транспортных мощностей. Нефтедобытчики уже сталкиваются с этими трудностями в некоторых регионах и ожидается, что до конца 2018 года добыча нефти будет превышать возможности по ее транспортировке с месторождений до НПЗ или до экспортных терминалов на 0,5 млн барр./сут, а новые транспортные мощности будут построены только к концу 2019 года.
Все это уже сейчас могло бы довести цены на нефть до $90 за баррель, но этому мешает ряд факторов. В первую очередь это продолжающиеся торговые войны между США и Китаем. Несмотря на текущие позитивные прогнозы спроса на нефть, есть опасения, что мировой экономический рост замедлится. Если в 2018 году он ожидается на рекордно высоком с 2011 года уровне в 3,9%, то эскалация противостояния способна, по оценкам МВФ, привести к снижению темпов роста мирового ВВП до 2,3%. Столь значительное замедление может спровоцировать падение цен на нефть до $50-55 за баррель.
Задачи для Эр-Рияда
Дополнительную неопределенность прогнозам придает то, что Саудовской Аравии приходится действовать на рынке в достаточно сложной ситуации и решать несколько различных задач.
Первая задача — это краткосрочная балансировка рынка за счет свободных добывающих мощностей в случае резких шоков спроса или предложения. Другая задача — сохранение лидерства в рамках ОПЕК+. Третья — поддержание приемлемых нефтяных цен на уровне не ниже $70 за баррель, необходимых бюджету страны. При этом давнее партнерство с США на геополитической арене формирует четвертую цель — поддержание приемлемых для потребителя цен на уровне не выше $80.
Лавирование между этими противоречивыми ориентирами в достаточно узком ценовом коридоре — крайне сложная задача. Но снижение объемов добычи нефти в июле в Саудовской Аравии, крайне умеренный рост в августе, очередное объявление о переносе IPO Saudi Aramco — все это дает сигнал рынку о том, что пока королевство не заинтересовано в перегреве рынка и гонке за краткосрочной выгодой. Хотя и утверждать, что Саудовская Аравия не вернется к стратегии максимизации доходов тоже нельзя.
Относительная определенность появится к ноябрю 2018 года, когда станут понятны реальные объемы снижения иранского экспорта, а также будет понятна реакция спроса на нефть за $80. До этого времени Эр-Рияд, скорее всего, будет сохранять статус-кво на рынке.