Техника и оборудование » Новости

Разработка новосибирцев увеличивает срок службы авиационных двигателей

Эту технологию в рамках импортозамещения уже применяют ряд новосибирских и инорегиональных компаний.

— Мы разрабатываем решение по использованию процесса газового взрыва для нанесения различных функциональных покрытий из порошковых материалов, начиная от простейшего легкоплавкого алюминия и заканчивая керамикой, — рассказал во время пресс-тура главный научный сотрудник Института гидродинамики СО РАН Владимир Ульяницкий.

С помощью разработанных учеными института оборудования и технологии покрытия могут наноситься на металлические подложки, подложки из углепластика, керамики, позволяя решать самые разнообразные задачи: упрочнения, электроизоляции, защиты и т. д. Функциональное покрытие, к примеру, актуально для авиационных двигателей.

— При наличии покрытия, которое наносится с помощью наших аппаратов, срок службы подобных изделий увеличивается в 40 раз и более, — говорит Ульяницкий. — В нефтедобыче, особенно в современной технологии, которая требует импортозамещения, необходимы детали, способные работать в условиях буровой скважины, то есть значительно дольше, чем обычный металл. Износостойкое покрытие позволяет увеличить ресурс работы детали в несколько раз. Решать проблемы от современного наклонного до горизонтального бурения без подобных элементов вообще нереально.

Ученый подчеркнул, что сегодня на российском рынке эти задачи в основном решаются с помощью оборудования, которое производят компании Schlumbergerи Halliburton. Разработки института СО РАН позволяют перейти от импортного оборудования к отечественному.

— Мелкосерийное производство с нашей технологией для замены деталей на импортном оборудовании уже ведется на малом предприятии в Технопарке — ООО «Сибирские технологии защитных покрытий». Само оборудование, которое содержит эти детали, у нас пока не выпускается, — уточнил он. — Еще одно предприятие Академгородка — ООО «ЭкспертНефтеГаз» — также производит запчасти для импортного оборудования. Потенциально компания сможет выпускать его и самостоятельно.

Технологии института востребованы и для инновационных разработок авиационной техники, в которую сейчас активно внедряется углепластик. Покрытие обеспечивает изделия молниезащитой — их можно металлизировать тонким слоем алюминия или меди, что дает необходимое качество для предотвращения поражения молнией как самих самолетов, так и авиационных двигателей.

— Что касается авиационных двигателей, наши аппараты с 2014 года находятся в промышленном использовании на авиационных предприятиях в Уфе и Самаре.  Сейчас будет производиться стратегический бомбардировщик Ту-160. Он потребует двигателей, где покрытия наносятся разработанным нами методом на наших аппаратах, — говорит Ульяницкий.

Практическое применение разработка также имеет в химической и металлургической промышленности.

С другой стороны, Институт гидродинамики сам выходит со своими технологиями на мировой рынок. Сейчас рассматривается проект в рамках строительства первого термоядерного реактора во Франции, где будет участвовать оборудование и аппараты новосибирских разработчиков.

— Мы совместно с другими — московскими и зарубежными компаниями — участвовали в тендере. Оказалось, что те покрытия, которые мы можем наносить в качестве электроизоляции на изделия, востребованные на этом проекте, превосходят все, что предлагают наши конкуренты, — констатировал Владимир Ульяницкий.

По его словам, участие в программе «Академгородок 2.0», в рамках которой планируется создание новых корпусов с мощной инфраструктурой и современным оборудованием, позволит интенсифицировать исследовательский процесс.

— То, что мы сейчас имеем — это одно из направлений в области создания новых свойств и материалов с помощью порошковых методов высокоэнергетического обработки. Спектр возможностей значительно шире. Это процессы, включающие высокоскоростное газопламенное напыление и лазерные установки, которыми мы сейчас не обладаем. Планируем в рамках проекта «Академгородок 2.0» расширить область аддитивных технологий для решения разнообразных задач, начиная с того, что имеем в качестве старта в настоящий момент, — резюмировал Ульяницкий.

Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 10

Печать