Российская недвижимость / Торговая недвижимость » Новости

В торговой недвижимости минимум нового строительства

Компания Cushman & Wakefield подвела итоги на рынке торговой недвижимости в III квартале 2018 года.  Аналитики компании отмечают, что объемы нового строительства остаются низкими, в тоже время доля свободных площадей в торговых центрах достигла минимальных значений.

Новое строительство

Согласно исследованию Cushman & Wakefield, в 2018 году новое строительство торговых площадей упадет до минимума за последние 10 лет.

За 1-3 кварталы 2018 года было построено 264 тыс. кв. м новых объектов торговой недвижимости. Всего за текущий год ожидается ввод 450 тыс. кв. м торговых площадей. Для сравнения в 2014 году было введено около 2,3 млн кв. м торговых площадей.

В третьем квартале 2018 года было открыто 3 торговых объекта общей торговой площадью 91 тыс. кв. м. Основной объем нового строительства обеспечил запуск крупнейшего регионального торгового центра – ТЦ «Армада Капитал» в Оренбурге (GLA – 60 тыс. кв. м).

В Москве в третьем квартале 2018 года не было открыто ни одного форматного торгового объекта. До конца года крупных открытий тоже не ожидается – планируются к вводу два небольших торговых центра.

На рынке Московской области основной прирост торговых площадей ожидается в городе Пушкино, где в 2018-2019 гг. планируется открытие двух торговых центров – «Пушкино Парк» (GLA – 30 тыс. кв. м) и «Акварель» (GLA – 51,5 тыс. кв. м).

Вакансии

Общее количество торговых площадей в Москве в форматных торговых объектах составляет 5,2 млн кв. м. По оценке Cushman & Wakefield доля свободных площадей в торговых центрах Москвы на конец 3-го квартала 2018 года составляет 9,1%.

После рекордного ввода в эксплуатацию площадей в 2014 году и сохранявшихся высоких объемах строительства в 2015-2016 гг. уровень вакансии в тот период составлял 11-12%. Новые торговые центры открывались с 30-50% вакансией, что негативно влияло на средний показатель вакантности на рынке. В последние два года строительная активность снизилась, активность арендаторов стабилизировалась в сравнении с 2015-2016 гг, когда почти все операторы заморозили программы экспансии. В связи с этим в последние два года мы видим снижение уровня свободных площадей в торговых центрах.

«Снижение показателя происходит в основном за счет проектов, открытых 3-4 года назад с высокой долей вакансии – площади в них постепенно заполняются. К началу следующего года мы ожидаем дальнейшего снижения показателя до 8,5-8,8%», - сообщает Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.

Тенденции

С мая 2017 года оборот розничной торговли в стране показывает позитивную динамику. На фоне заметного роста реальных заработных плат и нарастающего объема потребительского кредитования среднемесячный рост за восемь месяцев текущего года составил 2,7%. Это позволило Минэкономразвития пересмотреть прогноз на этот год в сторону увеличения. Тем не менее, опросы населения показывают снижение потребительского оптимизма в результате растущих цен, налоговой нагрузки и более пессимистичных ожиданий краткосрочного экономического развития. Поэтому в ближайшие два года 2019-2020 гг. мы увидим замедление темпов роста потребительской активности.

Слабый потребительский рынок будет сдерживать новое строительство. Сейчас в стадии строительства находится порядка 2 млн кв. м торговых площадей. Однако их фактический ввод в эксплуатацию будет зависеть от ситуации на потребительском рынке. Как предполагают аналитики компании, в 2019 году будет введено в эксплуатацию около 700 тыс. кв. м.

В текущих реалиях рынок растет не количественно, а качественно. Во многих торговых объектах проходит реконцепция. Также начинает активно развиваться мало представленный формат аутлетов. В третьем квартале была открыта вторая очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6 700 кв. м) в Санкт-Петербурге, до конца года ожидается открытие аутлета Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 тыс. кв. м) – первого объекта данного формата за пределами двух столиц. Также было анонсировано открытие двух новых аутлетов в Москве и одного в Перми.

Ритейлеры

Как рассказывает Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield, наиболее активно развивающимся сегментом рынка является продуктовый ритейл. Например, московская сеть «Вкусвилл» проводит активную экспансию: увеличивает свое присутствие в Санкт-Петербурге, устанавливает вендинговые аппараты со своей продукцией на станциях МЦК, начала сотрудничество с Lavkalavka.

С целью оптимизации бизнеса и охвата большей аудитории ритейлеры проводят диверсификацию форматов, в том числе уменьшая площади магазинов. Например, IKEA открывает небольшие дизайн-студии площадью 150-200 кв.м, Zamania запускает малый формат парков развлечений (900-1200 кв. м). Азбука Вкуса развивает свои форматы АВDayli площадью 350-400 кв.м.

Крупные операторы создают новые бренды – «Спортмастер» запустил магазины собственной торговой марки Demix, «Детский мир» планирует открытие сети зоомагазинов, «Читай-город» запустил новый магазин необычных вещей «Гоголь-Моголь».

При этом, как отмечает Оксана Мостяева, активность выхода новых брендов на российский рынок снизилась. Тем не менее, ритейлеры продолжают умеренное развитие. На рынке появляются новые бренды как иностранного, так и российского происхождения.

Среди новичков на российском рынке: Karl Lagerfeld, Coach, Cocodrillo. Помимо новых брендов, некоторые международные операторы – Orsay, Sephora – вернулись на российский рынок. Mexx также объявил о  возвращении.

Источник: rossk.ru

Печать