Лес Онлайн » Новости

13 ноября Госдума собирается рассматривать в первом чтении "законопроект о дикоросах"

Лес Онлайн Лес Онлайн14 ноября 2018 г., 11:57

13 ноября 2018 года Государственная Дума собирается рассматривать в первом чтении так называемый "законопроект о дикоросах" - поправки к Лесному кодексу РФ и к старинному закону "О потребительской кооперации", якобы регулирующие вопросы заготовки пищевых и недревесных ресурсов леса. 

Тема эта оказалась чрезвычайно популярной в России - например, Яндекс по запросу "закон о грибах и ягодах" выдает 44 миллиона результатов (больше, чем по крайне популярной теме "Китай вырубает Сибирь" - 43 миллиона). Оценки этой инициативе даются самые разнообразные, главным образом на основе слухов - от крайне положительных ("законодатели позволят гражданам зарабатывать на дарах леса") до крайне отрицательных ("законодатели введут специальный налог на сбор грибов и ягод").

Реальность гораздо проще: в том виде, в каком законопроект был внесен в думу и, видимо, будет принят в первом чтении - это классический законопроект-пустышка, затрагивающий важную для людей тему, но по сути ничего не меняющий ни в законодательстве, ни тем более в реальной жизни. 

Фактически подготовка и рассмотрение этого законопроекта представляет собой лишь имитацию бурной законотворческой деятельности. Возможно, на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению в него будут внесены какие-то изменения, которые сделают его менее бессмысленным - но пока это не более чем гипотетическая возможность. В нынешнем виде законопроект вполне соответствует квалификации разработчиков - а выше головы, как говорится, не прыгнешь.

Повторим вкратце, почему в нынешнем виде в этом законопроекте нет практически никакого смысла (кроме, разумеется, имитации кипучей законотворческой деятельности).

Права граждан на заготовку пищевых и недревесных ресурсов леса для собственных нужд и на их реализацию в случае принятия этого законопроекта не изменятся никак: он вообще не затрагивает относящиеся к этим правам статьи действующих законов (11, 33 и 35 Лесного кодекса РФ и 217 Налогового кодекса РФ).

Покупать у граждан заготовленные ими пищевые и недревесные ресурсы леса, возможно, будет сложнее. Сейчас никаких требований к покупке этих ресурсов нет, а в случае принятия законопроекта придется руководствоваться древним и сильно не вписывающимся в современную российскую действительность законом о потребительской кооперации. Скорее всего, в большинстве случаев это никак и ни на что не повлияет - но в отдельных исключительных случаях это может привести к новым конфликтам.

На переработку приобретаемых у граждан пищевых и недревесных ресурсов леса принятие этого законопроекта в предлагаемой редакции не повлияет никак. Федеральные законы "О развитии сельского хозяйства" и "О промышленной политике в Российской Федерации" (на которые ссылается законопроект) в той мере, в какой они относятся к этой переработке, должны соблюдаться и сейчас - а в остальном они просто не имеют к этой теме никакого отношения.

Вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности, с гражданами, имеющими право на свободную и бесплатную заготовку тех же самых ресурсов на тех же самых лесных участках для собственных нужд, по-прежнему останется неурегулированным.

Самое существенное изменение состоит в появлении очередной новой дыры для реализации так называемого "ворлеса" - древесины незаконного или неопределенного происхождения. Предлагаемая авторами новая статья 20.1 Лесного кодекса относит к числу заготовленных (добытых) гражданами лесных ресурсов в том числе древесину, а предлагаемая новая статья 20.2 и новая редакция преамбулы закона "О потребительской кооперации" позволяют закупать у граждан эти лесные ресурсы. Это, впрочем, вряд ли приведет к очень существенным последствиям - поскольку уже имеющиеся дыры в российском лесном законодательстве позволяют легализовывать почти неограниченные объемы ворованной древесины.

Возможно, авторы законопроекта рассчитывают создать стимулы для объединения неорганизованных сборщиков и скупщиков пищевых и недревесных ресурсов леса (физических лиц) в потребительские кооперативы (юридические лица), а затем заставить последних брать лесные участки для заготовки дикоросов в аренду и платить налоги. Однако, даже для этого законопроект не дает явных правовых оснований.

Возможно, этот законопроект будет использован в рамках стандартной схемы использования законопроектов-пустышек для протаскивания в лесное и смежное законодательство особенно глупых и непопулярных норм. Внесение этих норм перед самым вторым чтением позволяет законодателям обходиться без необходимых согласований с органами государственной власти субъектов РФ и фактически игнорировать статью 72 Конституции, согласно которой лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В 2018 году Государственная Дума, скорее всего, поставит абсолютный рекорд по числу принятых законов, вносящих поправки в Лесной кодекс. Их уже принято шесть штук, и до конца года депутаты, ориентировочно, могут принять еще три - в этом случае предыдущий рекорд будет перекрыт сразу в полтора раза.

Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 23

Печать