Арендные ставки в московских квартирах в 2018 году выросли на 5-10%. При этом дорожает ипотека, и аренда вновь становится востребованной, а значит – привлекательной для инвесторов. Но чтобы вложения были удачными, нужно четко представлять потенциального арендатора. Эксперты «Метриум» подготовили советы для инвесторов по выбору наиболее подходящих различным группам арендаторов новостроек Москвы.
Инвесторы чаще всего вкладываются в новостройки для сохранения капитала, но редко задумываются о покрытии эксплуатационных расходов, а они год от года растут из-за налогов и ЖКХ. Поэтому эксперты «Метриум» рекомендуют искать инвестиционный объект с прицелом на сдачу в аренду, чтобы с помощью выручки покрывать его содержание. Для этого инвестор должен четко представлять, кому он сможет сдать приобретаемую квартиру или апартамент. Вариантов может быть несколько.
«Семейный вариант»
Семьи – самые распространенные клиенты на рынке аренды. Обычно речь идет о парах или супругах с одним ребенком. Если вы инвестируете в строительство жилого комплекса порядка 10–15 млн рублей (средняя цена двухкомнатной квартиры), то скорее всего именно они станут вашими потенциальными арендаторами. Чтобы впоследствии привлечь таких клиентов, при выборе комплекса для инвестиций нужно руководствоваться следующими правилами:
Среди наиболее подходящих и актуальных проектов новостроек для того рода инвестиций аналитики «Метриум» рекомендуют ЖК «Level Амурская», «Ривер Парк», «Зиларт», «Сердце Столицы», «Город на реке Тушино – 2018», SREDA, «Городские истории», Festival Park, ILove.
«При выборе объекта инвестор наверняка столкнется с большим числом ликвидных проектов, подходящих для «семейной аренды», так как многие новостройки ориентированы на эту группу клиентов, – говорит Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – Поэтому на следующем этапе поиска – сопоставление подходящих вариантов – следует искать объекты с уникальными особенностями, которые позволят выделить их из массы других предложений арендодателей. К примеру, в проекте «Ривер Парк» построена благоустроенная набережная длиной 1,5 км. Такие преимущества помогут привлечь арендаторов, если в остальных характеристиках жилые комплексы будут равноценны».
«Апартамент для креативного класса»
Вторая по распространенности группа арендаторов – одинокие, ориентированные на построение карьеры люди молодого и среднего возраста. Часто это представители творческих профессий и специалисты инновационных отраслей. Для них жилье выполняет утилитарную функцию, и инвестору нужно учесть следующие аспекты:
Для представителей креативного класса, молодых специалистов и подобных арендаторов эксперты «Метриум» рекомендуют проекты новостроек Chkalov, Loftec, «Level Павелецкая», Kleinhouse, JAZZ, Co Loft, Story, «Савёловский Сити».
«При поиске апартаментов для данной группы покупателей я бы рекомендовал особое внимание уделить коммерческой инфраструктуре, – советует Антон Детушев, генеральный директор компании IKON Development (девелопер Chkalov). – Обычно «креативным» арендаторам важен не только широкий выбор услуг и магазинов, но и их удобное расположение, чтобы не тратить много времени на поиски хорошего салона красоты, нужного бренда одежды и т.п. Поэтому отдать предпочтение нужно комплексам Residential+Retail, то есть проектам, где в одном здании совмещены жилая «часть» и большой торговый центр».
«Квартира для пиджака»
Клиенты, которые арендуют жилье в качестве «запасного аэродрома» – это третий по распространенности тип квартиросъемщиков. Чаще всего к ним относятся обеспеченные бизнесмены, постоянно проживающие за пределами Москвы, но регулярно посещающие город для проведения встреч, переговоров, шоппинга и т.п. Иногда возврат за город для них нецелесообразен, поэтому им требуется временная остановка на ночь или более длительный срок. Также в эту группу входят деловые туристы, регулярно приезжающие в Москву из других регионов страны или из зарубежья. Таких арендаторов следует иметь в виду, если вы инвестируете от 6 млн до 15 млн рублей в проекты бизнес- или премиум-класса. Выбирая «квартиру для пиджака», следует учитывать следующие аспекты:
Аналитики «Метриум» рекомендуют для такой инвестиционной стратегии следующие комплексы в Москве: Chkalov, «Level Павелецкая», Soho+Noho, YE'S Технопарк, IQ-квартал, The Book, Neva Tower.
«Если инвестор ориентируется на деловых арендаторов, то он может рассматривать и вариант пакетных сделок, то есть приобретение 5-10 апартаментов, – комментирует Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group. – Когда рядом есть крупные бизнес-центры с солидными компаниями (особенно имеющими международную или региональную сеть), не исключено, что они постоянно нуждаются в размещении иностранных или иногородних коллег. С такими фирмами можно договориться о долгосрочной аренде сразу нескольких объектов. Как правило, корпоративные клиенты гораздо надежнее, чем индивидуальные арендаторы».
«Туристический апартамент»
Жилье в центре инвестор может впоследствии сдавать не только в долгосрочную, но и краткосрочную аренду. Причем во втором случае доходность обычно на 3-5% годовых выше, хотя и риски у такой модели значительнее. Жилье в центре часто привлекает туристов, которые могут стать выгодными арендаторами. При выборе такого объекта следует учитывать следующие параметры:
Среди наиболее подходящих и актуальных проектов новостроек для того рода инвестиций аналитики «Метриум» рекомендуют комплексы Chkalov, Soho+Noho, Tatlin Apartments, The Book, Red 7, Roza Rossa.
«Берлога для студента»
В последние годы быстро растет спрос на жилье для молодых и даже юных жителей Москвы. Чаще всего это студенты, которым родители приобретают или арендуют квартиры или апартаменты, чтобы их отпрыски могли начать самостоятельный быт. На таких арендаторов также можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:
Аналитики «Метриум» рекомендуют для такой инвестиционной стратегии следующие комплексы в Москве: Bauman House, Play, Mos Yard и Mitte.
«Налоговая политика в отношении собственников недвижимости ужесточается, и над этим стоит задуматься тем, кто уже вложился в новостройки или собирается это сделать, – обращает внимание Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Повышается имущественный налог, и истекает период действия понижающих коэффициентов, а это значит, что расходы на содержание жилья будут увеличиваться. Как показывает практика развитых стран, власти часто вводят налоги на инвестиционное (пустующее) жилье, чтобы вернуть его в рыночный оборот, что нельзя исключать и в Москве. Поэтому инвесторы уже сейчас должны задуматься о самоокупаемости приобретаемых объектов. Наиболее очевидный путь – аренда. С учетом высокой стоимости жилья и перманентно высоких ставок по кредитам, спрос на съемное жилье в Москве будет всегда высоким, что поможет инвесторам сохранить свои вложения без потерь».