Российская недвижимость / Торговая недвижимость » Новости

В России половина торговых площадей до сих пор пустует

В России заговорили о спаде интереса к крупным торговым центрам. Владельцы огромных торговых точек в надежде удержать трафик, который не повышается от года к году, заполняют площади развлечениями. Аналитики рынка говорят, что прежняя модель торгового центра устарела. Газета «Коммерсант» со ссылкой на эксперта торговой недвижимости «Магазин магазинов» рассказывает, что мода на строительство крупных торговых центров сходит на нет, а запланированные объекты не превышают 100 000 квадратных метров.

Например, в Екатеринбурге не так давно построенные Victory mall на Уралмаше составляет 12 700 квадратных метров, из них значительная часть отведена под общепит, а строящийся Veer от УГМК рассчитанный на 76 000 сразу будет включать в себя не только магазины, но и досуговые зоны.

Торговые центры сегодня перестали восприниматься как магазины, они отдают долю площадей под аквапарки, аттракционы, общепит, кинотеатры. По наблюдениям экономистов, в пропорции примерно 60% на 40% соответственно. По словам маркетолога Ирины Тебеневой, если площадь развлечений будет составлять больше 50%, то инвестировать в торговую недвижимость будет невыгодно, потому что с развлечений ставка намного ниже.

— 50 на 50 — это критичная история, после которой торговые центры перестанут строить. Плюс не стоит забывать про тренд поколения, увеличение онлайн—торговли будет сказываться на брендах. Просто купить вещь на AliExpress и продавать ее в ТЦ — такое уже не пройдет, со временем магазины нечем будет заполнять. Думаю, прежняя эпоха сверхприбыли точно закончилась, — говорит Ирина Тебенева.

Бывший арендатор одного из ТЦ Иван рассказывает «Моментам», что уже несколько лет даже крупные игроки рынка пытаются создать лишь видимость постоянного присутствия потребителей.

 — Зоны развлечений помогают это сделать, но это не покупатели, это люди, которые пришли развлечься. Большинство из них не пойдут по магазинам, так как выделили деньги из семейного бюджета только на посещение развлекательной площадки и, может быть, фудкорта. В таких условиях не якорным арендаторам приходиться буквально выживать — просить скидку на аренду или съезжать, — говорит Иван.

Даже если трафик, который удается привлечь на развлекательные площадки создает эффект присутствия людей в ТЦ и помогает привлечь новых арендаторов, это явление временное, уверены те, кто уже вышел из аренды площади в торговом центре.

— Думаю, к концу следующего года мы увидим еще больше пустующих помещений, — добавляет предприниматель Иван. — Уже сейчас коллеги жалуются, что конец декабря — а торговли нет, многое покупают через интернет.

Экономисты говорят о том, что потребительский спрос упал и будет падать еще как минимум лет пять. Поэтому девелоперам нет смысла возводить большие торговые центры, потому что под них просто не найти арендатора.

— Недалеко от площади Обороны стоит ТЦ «Максидом», половина площадей до сих пор пустует, а ему лет 10. Серьезные бренды уходят из России, и кому потом отдавать эти площади — непонятно. Возникают проблемы с якорными арендаторами, не говоря уже о мелких. А что касается ввода новых ТЦ — не вижу смысла пилить пирог, который не растет. Люди со всех районов едут в 5-7 крупных моллов, обеспеченных транспортной инфраструктурой и обслуживающих весь город, — рассуждает финансовый аналитик Виталий Калугин.

Менеджер одного из торговых бутиков, относящихся к крупной торговой сети, уже много лет наблюдает за тем, как многие ТЦ города превращаются в призраки. Рассказывает, что их бренд покинул уже несколько наполовину опустевших площадей.

— Мы переходим туда, где есть сильные якорные арендаторы. Это, по крайней мере, может гарантировать хотя какой-то трафик. Когда серьезные бренды уходят, ТЦ начинает загибаться, — говорит менеджер одной крупной торговой сети на условиях анонимности.

Ольга Майданик, специалист по недвижимости федеральной риелторской компании «Этажи», отмечает, что даже в самых крупных ТЦ появляется все больше мест на 2-3 квадратных метра, в которых помещаются местные бренды или хенд-мейд производители. Арендодателю проще реализовать 1000 квадратов, разделив их на части и отдав различным компаниям.

— Зачастую бренды отказываются от больших площадей под свои магазины, а оставляют небольшие бутики с несколькими примерами своих коллекций только для того, чтобы покупатели смогли убедиться в качестве материалов перед заказом в интернете, — отмечают в риелторской компании.

Экономисты прогнозируют, что в ближайшие годы будет уместно открывать торговые центры во вновь строящихся районах города и заниматься модернизацией уже существующих, по примеру ТЦ «Успенский». Говорят, логичнее не строить торговые центры с нуля, а взяться за реновацию существующих.

Источник: momenty.org
Менеджер: Дарья Домрачева
Просмотров: 86

Печать