Металлургический бюллетень » Новости

Тяжёлый путь вольфрама

Мировой рынок вольфрама последние годы не может похвастаться заметными успехами. Объемы мировой добычи фактически стабилизировались на уровне чуть более 80 тыс. т вольфрама в год. Главным поставщиком и потребителем этого металла традиционно выступает Китай (рис. 1).

Оно и неудивительно – именно в Китае сосредоточены крупнейшие месторождения вольфрама (рис. 2) и основные предприятия по его переработке.

С 2014 года заметным игроком на вольфрамовом рынке стал Вьетнам, запустивший крупнейший в мире вольфрамовый рудник на месторождении Нуйфао, что позволило стране достичь 7%-й доли в общемировой добыче вольфрамового сырья (рис. 3).

Однако относительная стабильность объемов производства далеко не всегда означает стабильность цен.

Напомним, что чуть ранее – на протяжении 2007–2015 годов – наблюдался рост добычи вольфрама, за которым явно не поспевало его потребление.

Традиционно больше половины вольфрама применяется в виде карбидов для производства различного абразивного и режущего инструмента, твердых покрытий и тому подобных применений. Примерно вдвое меньше металлического вольфрама расходуется при выпуске высокопрочных, жаростойких и быстрорежущих сталей и сплавов. Оба этих направления в Китае в последнее время показывали заметный рост, во многом благодаря стремительному расширению автопромышленности. Но был и сектор, стремительно сдающий свои позиции, – производство ламп накаливания с вольфрамовой нитью.

Именно на начало 2010-х годов приходится вторжение светодиодов как источников освещения в повседневную жизнь. Более экономичные и надежные, они не только потеснили традиционные лампы, но в последнее время прямо угрожают их существованию.

Причем в первую очередь этот процесс замены шел в самом Китае, оказывая наибольшее влияние на цены вольфрама. В результате к началу 2016 года стоимость паравольфрамата аммония (основного сырья) оказалась на уровне $18 за кг W – ниже она была только в кризисном 2009 году или до 2005 года.

Надежда на некоторые изменения появилась только с началом кампании масштабных экологических реформ в КНР, запущенных в 2017 году. Вольфрамовые рудники нигде в мире не отличаются безвредностью для окружающей среды и стали одними из главных кандидатов на повышенное внимание китайских властей. В условиях крайне низких цен часть из них сочла за благо максимально ограничить производство и заняться профилактикой оборудования. Кроме того, крупные летние наводнения 2017 года сильно сказались на добывающих производствах в важных для рынка вольфрама китайских провинциях Цзянси, Хунань, Гуандун, Гуйчжоу и Юньнань. В итоге цены на вольфрамовые продукты двинулись вверх, заговорили даже о дефиците.

Но радость производителей была недолгой – рудники скоро открылись, поставки возобновились, а тут еще возникли проблемы со спросом у китайской металлургии в целом.

С середины 2018 года все расширяющееся противостояние КНР и США в торговой сфере стало сказываться на промышленности Поднебесной. Основной драйвер потребления вольфрама, китайский автопром, завершил 28-летний рост. По итогам 2018 года количество проданных автомобилей в КНР сократилось на 2,8% (при росте продаж в первой половине года), а в 2019 году автопродажи упали еще на 8,2%.

Снижение весной 2019 года ставки НДС в обрабатывающей промышленности с 16 до 13% проблем не создало, но опустило цены вольфрамовой продукции еще на пару процентов (рис. 4).

В итоге слабый рынок заставил китайских производителей сесть за стол переговоров: в июне 2019 года представители 17 производителей вольфрама из провинции Цзянси договорились о сокращении объемов выпуска в том же месяце на 30%, поскольку внутренние цены на паравольфрамат аммония стали периодически опускаться ниже себестоимости. В абсолютных цифрах сокращение китайского производства должно было составить до 3 тыс. т, а восстановление цен ожидалось максимум в июле.

Только этого не произошло – в июле–августе 2019 года котировки этого сырья опустились до двухлетних минимумов. Дополнительно «надавили на нервы» рынку зависшие после банкротства биржи Fanya 28 тыс. т паравольфрамата аммония, скопившиеся на ее складах.

В сентябре 2019 года наконец состоялся аукцион по продаже этих запасов. Против ожиданий, победившая China Molybdenum выкупила треть годового мирового производства вольфрама по достаточно высокой цене, заплатив 3,27 млрд юаней за 28 336 т, или 115,4 тыс. юаней за т при текущем уровне на тот момент 110–113 тыс. юаней за т на внутреннем рынке. Дно было обозначено, и практически сразу цены двинулись вверх, быстро прибавив более 25%.

далее на https://www.metalbulletin.ru/a/2FD
Просмотров: 66

Печать