Порядка 70% жителей Москвы соблюдают режим самоизоляции. Уже месяц они проводят дома большую часть времени, и за этот период многие пересмотрели свои взгляды на то, каким должно быть жилье. Эксперты «Метриум» рассказывают, как самоизоляция изменит восприятие комфортного дома среди покупателей новостроек.
Больше, да лучше
Данные опросов (
По данным компании «Метриум», средняя площадь квартиры на московском рынке новостроек массового сегмента составляет 58 кв.м., причем 41% квартир в продаже –двухкомнатные (62 кв.м), а 27% – однокомнатные (41 кв.м). Средняя же площадь приобретенной по договору долевого участия квартиры в марте достигла 53 кв.м. Между тем в среднем по России площадь строящейся квартиры, по данным Единого ресурса застройщиков, это 49,7 кв.м. При этом средняя площадь построенных в 2016 году квартир в Финляндии составила 72 кв.м., в Чехии – 73 кв.м., в Японии – 81 кв.м, Франции – 82 кв.м., Венгрии – 84 кв.м., Германии – 105 кв.м, Дании – 169 кв.м.
Если покупатель хочет сделать ставку на простор, то эксперты «Метриум» рекомендуют обратить внимание на жилые комплексы на окраине города. В крупных городах, тем более в Москве и Санкт-Петербурге, стоимость квадрата новостроек центра и периферии может различаться на 10-30%. Причем на старте продаж объекты на окраинах еще дешевле.
Более того, если сейчас есть прямая зависимость стоимости жилья в новостройке от ее удаленности от метро (чем ближе к станции метро, тем дороже), то в будущем эта зависимость может ослабнуть, так как у удаленных работников отпадет необходимость в ежедневных поездках на метрополитене. Соответственно, вырастет интерес к жилым комплексам, удаленным от метро, в том числе в Московской области и Новой Москве.
«Ранее транспортная доступность таких жилых комплексов была критически важна для покупателей, которые каждый будний день должны были приезжать в центр города и вечером возвращаться обратно, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Теперь для 20% работающего населения транспортная доступность может перестать играть ведущую роль, при этом после самоизоляции они могут оценить большие площади, лучшую экологическую ситуацию, наличие большой лоджии, комфортную высотность и насыщенную инфраструктуру. Можно ожидать, что спрос на такие новостройки продемонстрирует завидную устойчивость после карантинных мер».
Помимо этого, в Москве сегодня некоторые комплексы с очень похожими характеристиками могут именоваться по-разному («комфорт» и «бизнес») с соответствующим различием в цене. Иногда стоит пренебречь «лейблом» ради более доступного, а значит – просторного варианта жилища.
Удалённый кабинет
Различные российские компании перевели на удалённый режим работы многих сотрудников. В некоторых доля таких работников достигает 100%. В свою очередь, удалённым специалистами пришлось оценить своё жилье на пригодность для организации рабочего места. Причём в силу специфики задач далеко не всем достаточно одного компьютера – техники может быть больше, а значит, требуется много места.
Идеальным решением такой задачи, во всяком случае для будущих покупателей, может стать выбор квартиры с дополнительной комнатой – кабинетом. Сегодня в большинстве новостроек, тем более массовых, такая комната не предусматривается. В отличие от спальни, кабинет может быть совсем небольшим (5-8 кв.м). Поэтому при выборе квартиры будут обращать внимание на планировки с гардеробными комнатами или относительно просторными (но хорошо отапливаемыми) лоджиями. Более экономичным вариантом решения проблемы может стать большая гостиная, площадь которой позволяет зонировать пространство с выделением рабочего места (скажем, в эркере).
Глоток свежего воздуха
Период самоизоляции сопровождается в некоторых регионах запретом на выход из дома. Из-за этого горожане начинают страдать от нехватки свежего воздуха и вообще возможности выйти в открытое пространство. При этом в последние годы застройщики всё реже проектируют дома с балконами по ряду экономических причин (покупатели не всегда хотят платить за лишнюю площадь с ограниченными функциями) и технических соображений (из-за распространения высоток).
Эксперты «Метриум» полагают, что после режима самоизоляции покупатели будут чаще обращать внимание на наличие балконов и террас в квартирах. Эта архитектурная особенность поможет в какой-то степени заменить кратковременную прогулку по улице. Соответственно, заинтересованным такой опцией клиентов следует поискать квартиры с балконами или террасами. Также есть немало квартир с лоджиями, причем в некоторых случаях с возможностью демонтажа рамы.
Кухонный сепаратизм
При самоизоляции многие россияне переоценят наличие в квартире как можно большего числа отдельных помещений, даже «технических». Прежде всего задумаются об этом жители недавно распространившегося на российском рынке жилья европейского формата, предполагающего объединение кухни и гостиной. Если квартира небольшая, и состоит она из одной спальни и кухни-гостиной, то вариантов уединения у семьи из трех человек не так много. Кухня – это зона практически непрерывного «домашнего производства», где часто находится хотя бы один член семьи, который, возможно, хотел бы заниматься приготовлением пищи в одиночестве. Другие члены семьи также не всегда хотят присутствовать при этом.
Соответственно, у покупателей, имеющих опыт жизни в квартирах евроформата, возможно, вырастет интерес к классической планировке, где кухня отделена от гостиной. Более того, может вернуться мода на большие отдельные кухни, которые в российской «традиции» часто служат местом приема гостей и отдыха.
Аналитики «Метриум» отмечают, что при выборе квартиры следует обращать внимание на возможность перепланировать помещение так, чтобы кухня оказалась отдельным помещением, что возможно даже в некоторых квартирах евроформата. Для этого в кухонной зоне должно быть окно, а её площадь должна быть не меньше 6-7 кв.м.
Многофункциональный двор
В период самоизоляции практически единственным открытым пространством для прогулок у многих россиян стала прилегающая территория их дома. В обычной жизни житель любой новостройки знает, что может пойти в городской парк или отправиться в центр города, поэтому есть возможность закрыть глаза на недостатки собственного двора. Теперь же у жителей российских городов появилось достаточно времени чтобы оценить, для чего пригодна прилегающая территория их жилища.
Поскольку 70-80% покупателей жилья в новостройках – это семьи, причем преимущественно молодые, застройщики ориентируют концепцию обустройства дворов современных ЖК под их образ жизни. Поэтому жители новостроек часто сталкиваются с недостатком «недетских» и «несемейных» развлечений рядом с домом.
Режим самоизоляции заставит потенциальных покупателей новостроек задуматься над тем, какую «инфраструктуру» они хотели бы иметь на территории жилого комплекса помимо детских площадок. В частности, вырастет интерес к жилым комплексам, в которых предусмотрены разновозрастные зоны отдыха во дворах, наличие площадок для занятия спортом, беговых дорожек, или, к примеру, мест для проведения семейных праздников или приема гостей. Например, в городском квартале «Ривер Парк». Внутренние дворы будут приподняты над дорогой на несколько метров за счет стилобата, а пешеходные мостики между ними увеличат закрытую территорию в несколько раз. Такое решение позволило разработать тематические зоны отдыха с учётом возраста и интересов жителей.
«Свыше 60% покупателей в городском квартале – это семейная аудитория, которая уделяет особое внимание благоустройству придомовой территории, – отмечает Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – Тем не менее, важно соблюсти баланс между детскими и взрослыми зонами отдыха, чтобы каждая возрастная группа могла найти занятие по душе. Так, пока маленькие жильцы квартала развлекаются на игровых площадках, взрослые смогут сыграть в настольный теннис, заняться гимнастикой в workout-зонах, устроить пикник или принять солнечные ванны на сандеках – навесных балконах над Москвой-рекой. Сегодня именно такой разносторонний подход к благоустройству дворов приходит на смену стандартным решениям».
«Самоизоляция, конечно, повлияет на восприятие россиянами собственного жилья и, скорее всего, оно окажется критическим, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Причем не только старые, но и новые жилищные стандарты часто не удовлетворяют жителей страны. Однако решение этой проблемы упирается в низкую платежеспособность населения, которую текущий кризис и режим самоизоляции только усугубит. С этой точки зрения, несмотря на появление запроса на другие жилье, реализовать его в текущих условиях будет сложно, ведь фактически этот запрос сводится к тому, чтобы квартиры стали более просторными, что означает рост их стоимости».