По данным агентства ProPersonnel доля рекрутеров, использующих онлайн-интервью в процессе найма, с начала пандемии выросла в два раза и достигла 76%. От предварительного собеседования до квалификационного теста – все этапы оценки кандидата в режиме онлайн позволяют адаптироваться к коронавирусным ограничениям, а также экономят компании и её рекрутерам немало времени и денег. Эксперты агентства рассказывают о видах онлайн-интервью, наиболее распространенных ошибках рекрутеров и о технике дистанционного собеседования.
Что такое онлайн-собеседование?
Онлайн-собеседование – это интервью, которое проводится удаленно через онлайн-чат, видео- или аудиоплатформу. Именно поэтому иногда такой тип собеседования называется цифровым: чтобы его провести, нужно использовать тот или иной программный продукт. Именно его тип и определяет вид онлайн-интервью. Рекрутеры выделяют шесть видов онлайн-интервью.
Прямой эфир. Это самый распространенный тип онлайн-интервью, которое проходит в формате видеозвонка на таких платформах, как Skype, Zoom или Google Hangouts. Фактически это классическое собеседование, но в удаленном режиме. Такой тип интервью позволяет компании отбирать удаленных кандидатов, которые не могут прийти в офис для личной встречи.
Видеозапись. В оговоренное время кандидаты получают вопросы для интервью, после чего в течение нескольких минут они записывают на видео свои ответы и отправляют рекрутеру. Специалист по подбору персонала затем просматривает видео в удобное для себя время. Обычно такие видео используют на раннем этапе отбора, когда кандидатов очень много, а первостепенная задача – личностная оценка, а не проверка квалификации или навыков. Нередко видео-интервью состоит из серии небольших собеседований в заданных временных рамках.
Видео-резюме. Ещё одна вариация записанных на видео интервью, однако более свободная как по содержанию, так и по технологии. Рекрутер даёт задание записать видео на какую-либо общую тему, без конкретного списка вопросов и времени ответа. Часто речь идет о творческих заданиях, скажем, для работников сферы гостеприимства, культуры или медиа. С одной стороны рекрутер получает хорошо отрепетированные ответы, но, с другой стороны, он оценивает коммуникативные навыки, речь и язык жестов кандидата. Говоря проще, важно не содержание, а представление.
Онлайн-тестирование. Кандидат проходит в удаленном режиме тестирование его навыков, знаний и умений, связанных с работой. Форматы бывают разные – от ответов на вопросы с предложенными вариантами, до творческих заданий или экзаменов. Технические инструменты также варьируются в зависимости от целей – от стандартных опросников на сайте компании и до Google Docs, в которых кандидаты выполняют задание под присмотром имеющих к документам доступ специалистов. Такое интервью надежно выявляет квалификационный уровень кандидата.
Живой чат. Интервью проходит в видео- аудио- или даже текстовом формате в Facebook WeChat, Whatsapp и Facebook Messenger с участием команды нанимателей, куда входят будущие сотрудники или руководители кандидата. Чаты помогают рекрутерам управлять множеством интервью или даже проводить их одновременно с разными кандидатами в текстовом режиме.
Чат-бот. Онлайн-собеседование проводит бот, имитирующий вопросы рекрутера. Технологии искусственного интеллекта помогают делать начальный отбор кандидатов, сохранять полученные от соискателей документы, тексты, видео и аудио.
Среди этих видов онлайн-интервью преобладает общение через видеосвязь, как непосредственное, так и заочное. Главная задача рекрутера – правильно выбрать и организовать нужный тип интервью.
Зачем проводить интервью онлайн
Сейчас, в условиях пандемии, онлайн-общение между кандидатом и работодателем существенно сокращает сроки поиска специалиста. Раньше несколько этапов собеседования могли длиться 2-3 месяца из-за сложности организации очных встреч с руководителями разных уровней, которые должны были утвердить кандидата. Сейчас это время сократилось в разы – до одного месяца. Принятие решения происходит намного быстрее.
Помимо этого, само собеседование в дистанционном режиме длится примерно в два раза быстрее – в среднем около 30 минут, тогда как очное общение с кандидатом продолжается примерно час. Рекрутеру проще готовиться к интервью: не нужно заказывать пропуск для кандидата, выделять отдельное помещение для его приёма. Обрабатывать записанные интервью, тестирования и опросники можно с помощью автоматизированных инструментов, расширяющих охват отбора на сотни и тысячи кандидатов.
Как провести онлайн-собеседование
Интервью с удаленным кандидатом проводится в три этапа: подготовка, собеседование, обработка результата. В зависимости от специфики отрасли каждая из этих стадий может заметно различаться по технике и времени, но есть самые общие правила их прохождения.
III. После собеседования
«В целом тренд на онлайн-собеседование будет усиливаться, – говорит Татьяна Долякова, основатель агентства ProPersonnel. – С одной стороны, этот инструмент быстрее внедряется из-за пандемии, с другой – он действительно повышает эффективность поиска персонала, а также расширяет географию и охват поиска. Онлайн-поиск и собеседования позволяют брать сотрудника из любой точки России и любого возраста, если его компетенции соответствуют вакансии.
На этом фоне бурно развиваются автоматизированные и роботизированные системы поиска персонала, которые тем не менее полностью не заменят онлайн-собеседование. Нужно не забывать, что мы живем в креативной экономике, и формализовать поиск творческих специалистов – дизайнеров, архитекторов, журналистов и т.п. – полностью нельзя. Топовых сотрудников нужно обязательно собеседовать очно. С этой точки зрения режим онлайн создает сложности: “почувствовать” человека, находящегося по ту сторону стола проще, чем если вас отделяет экран и тысячи километров. А сегодня очень важно, чтобы кандидат разделял ценности компании, подходил к ней с точки зрения социального статуса, мировоззрения, психологии и культуры общения, особенно в творческих, интеллектуальных и топовых позициях. Поэтому так или иначе очные собеседования сохранятся в практике, а их онлайн-формат будет совершенствоваться».