SweetsPortal.ru: кондитерская промышленность » Новости

К концу года Россия может обогнать Швейцарию по экспорту шоколада

По данным ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд», которые приводят СМИ, объемы поставок такой продукции за рубеж к зиме могут достичь $765 млн. Если прогнозы аналитиков сбудутся, то Россия впервые войдет в десятку крупнейших мировых экспортеров шоколада. Сейчас страна находится на 11-м месте, а отставание от Швейцарии едва превышает $20 млн. Где популярен российский шоколад? И востребована ли продукция отечественных брендов на внутреннем рынке?

В последние несколько лет география продаж российского шоколада постоянно расширяется: в 2017 году отечественные сладости поставляли в 74 страны, сейчас — в 94. Объем экспорта также растет по данным Федеральной таможенной службы. В 2020 году количество вывозимой за рубеж продукции выросло более чем на 8%.

В своих отчетах участники рынка подчеркивают, что российский шоколад можно найти даже на полках американских и австралийских магазинов, но фактически доля этих поставок ничтожна. Почти половина экспорта приходится на Евразийский экономический союз, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. В этих, равно как и других бывших республиках СССР, российская продукция в среднем дешевле, чем аналогичная западная, объясняет президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев: «Если до 2014 года себестоимость товара, произведенного в России, была на 15% дороже аналогичного продукта, произведенного в Европейском союзе, то сейчас все поменялось.

Эта разница связана с ценами на сахар, на молоко — в России они ниже.
Также имеет значение стоимость упаковочных материалов, картона, труда, налогов на фонды оплаты труда».

Виталий Муравьев уверен: российский шоколад отлично продавался бы и в Европе, если бы не две проблемы. Первая — стереотипы о низком качестве, вторая — высокие таможенные пошлины: «Европейцы завозят свои шоколадно-кондитерские изделия сюда, уплачивая пошлину в 5%, а то и меньше. Если везти продукцию из России в Европу, пошлина будет 20%. Поэтому, чтобы в Европе работать, нужно производить товар там».

Между тем сладости популярных российских марок составляют лишь часть от всего экспорта шоколада. Весомый процент — это конфеты, батончики и плитки от крупных западных брендов, которые разместили в России производственные мощности. И, скажем, с подмосковного завода больший объем продукции сразу же направляется в страны СНГ по соглашению с головной компанией.

Также Россия экспортирует шоколадную массу, говорит генеральный директор агентства INFOLine-Аналитика Иван Федяков: «Кондитерские предприятия в других регионах мира закупают шоколад в промышленных объемах. Он используется как один из ингредиентов для промышленного производства продукции. Происходит и экспорт брендовой продукции. Популярность шоколада "Аленка" в Китае — это некий феномен. Миловидная девочка на упаковке, возможно, какая-то историческая память еще со времен связи с Советским Союзом повлияла на то, что этот бренд очень неплохо зашел на китайский рынок. Он там достаточно популярен, и потребители, распробовав его, повторяют покупки».

Как предприниматели оценивают свои перспективы на рынке
Как предприниматели оценивают свои перспективы на рынке
По данным Федеральной таможенной службы, на Китай приходится наибольшая доля российского шоколадного экспорта. Сейчас предприниматели пытаются придумать, как расширить свое присутствие за рубежом, потому что спрос на кондитерские изделия внутри России снижается. По данным BusinesStat, по итогам 2020 года продажи шоколада и какао-продуктов упали на 13%.

В то же время интерес к продукции западных брендов, напротив, вырос, отмечает менеджер по маркетингу категории шоколад Mondelez International Ольга Шубодерова: «Начали активно расти такие сегменты, как шоколадные батончики и конфеты. И мы также видим, что потребители продолжают доверять крупным брендам с историей. Например, продажи шоколада Milka выросли почти на 17% с начала года, и бренд увеличил долю на российском рынке на 2 п.п.»

В ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» ожидают, что по итогам 2021-го продадут россиянам меньше шоколада, чем годом ранее. А объем экспорта, напротив, вырастет примерно на 5% год к году. Получается, не хотят россияне покупать «Аленку» — выручат китайцы.

Источник: kommersant.ru
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 268

Печать