Как реформа общественного транспорта меняет отношение граждан к передвижению
Концепция комфортного города включает несколько основных составляющих: наличие общественных пространств и благоустройство, жилье и инфраструктура в шаговой доступности, удобство передвижения. Последнему пункту посвящена реализация федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Главная задача — обновить пассажирский автопарк в российских городах, а также уменьшить количество вредных выбросов в окружающую среду.
Новая глава в пассажирских перевозках
Качество пассажирских перевозок — злободневная проблема для большинства российских регионов, поскольку порядка 75—80% жителей регулярно используют для передвижения именно общественный транспорт. Значительно устаревший автопарк, отсутствие развитой и внятной сети маршрутов, непрозрачность финансовых потоков — вот лишь некоторые причины, которые заставляют жителей порой делать выбор в пользу такси или личного транспорта.
Осенью 2020 года заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росавтодора Андрей Костюк анонсировал в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» федеральный проект по модернизации общественного транспорта в городских агломерациях. Реализация инициативы намечена в два этапа. В 2021—2024 годах планируется провести обновление в 30 агломерациях. На следующем этапе, в 2025—2030 гг., модернизация затронет еще 105 российских городов.
Один из участников проекта — государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. В начале 2021 года компания выпустила отраслевой обзор, посвященный реформированию транспорта в городах нашей страны. В пятерку лидеров вошли Новосибирск, Новокузнецк, Тверь, Челябинск и Пермь. Авторы документа акцентируют внимание на комплексном стратегическом подходе. То есть, анализировали не просто создание комфортных условий для использования городского транспорта, но и наведение порядка с организацией перевозок, устранение дублирующих маршрутов, а также введение новой системы оплаты на основе-брутто контрактов, когда водители получают зарплату не за количество перевезенных пассажиров, а за пройденный в день километраж.
Опыт Перми
В 2020-м в столицу Прикамья пришли новые перевозчики. В их числе и компания предпринимателя Сергея Анатольевича Виленского «РТ Лайн» (входит в холдинг «Ресурс Групп»), которая также заключила с местными властями пятилетний контракт на осуществление пассажирских перевозок.
В результате в городской автопарк поступило 56 новых автобусов большей вместимости на компримированном природном газе, оборудованных кондиционерами и системой безналичной оплаты проезда. Кроме того, «РТ Лайн» стал новатором в организации стандартов комфортных пассажирских перевозок нового уровня.
Так, водители выходят на маршрут в единой форме: рубашки, галстук, жилет и бейсболка. Для кондукторов разработали фирменные жилеты и сумки. Нововведения уже отметили как сотрудники компании, так и простые пассажиры. В официальной группе перевозчика простые жители Перми оставляют слова благодарности.
«Опрятные салоны, отсутствие тряпок и ковров в кабинах водителей, никаких ободранных бумажных объявлений в файлах на стеклах. Приветливые сотрудники, оперативно и адекватно реагируете на вопросы. Так держать!»
Отдельно стоит отметить и цифровые нововведения: автобусы оборудованы умной системой контроля. Инженерная разработка заблаговременно предотвращает ситуации, когда водитель начинает засыпать за рулем.
«Качественные перевозки общественным транспортом — это, прежде всего, безопасность людей: пассажиров, пешеходов, наших сотрудников. Одно из новшеств — система контроля состояния водителя. Она отслеживает степень усталости и предотвращает ситуации, когда водитель начинает засыпать. Специальный браслет на руке измеряет электрическую активность кожи. Если реакции замедлились или достигли пороговых значений, браслет вибрирует, а диспетчер получает сигнал», — отметил Сергей Виленский.
Справочно о компании «РТ Лайн»
ООО «РТ Лайн» — компания в сфере пассажирских перевозок и оптимизации маршрутной сети. Основана в 2019 году, входит в состав холдинга «Ресурс Групп», которым владеет предприниматель Сергей Анатольевич Виленский.
«Ресурс Групп» предоставляет услуги по управлению и обслуживанию транспорта. Холдинг образован в 2008 году. В его состав, помимо «РТ Лайн», входят компании:
Компании группы работают в 60 регионах РФ и владеют автопарком в размере более 13 тысяч транспортных средств.