До 1 августа 2022 года Правительство Российской Федерации утвердит план развития Северного морского пути на период до 2035 года, сообщают в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Проект документа уже был рассмотрен на специальном совещании с участием экспертов и чиновников, под руководством зампредседателя Правительства РФ и полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева.
- Сейчас мы видим, что разрыв экономических связей с недружественными западными странами привел к развороту потоков продукции экспортирующих предприятий на Восток, резко увеличив нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Такую нагрузку может и должен частично взять на себя Северный морской путь, и это позволит довозить грузы до регионов ДФО вовремя, а иногда и более эффективно, - отметил Юрий Трутнев. - Нужно решить вопросы модернизации и создания новой транспортной инфраструктуры, строительства флота, организации обеспечивающих провоз грузов сервисов. Все эти мероприятия станут частью общего плана, в нем будут обозначены необходимые мероприятия со сроками исполнения и ответственными структурами.
Напомним, что по данным Минвостокразвития, за 2021 год на Колыму было завезено 1,2 миллиона тонн груза, в том числе уголь, мазут, дизельное топливо и другая продукция. Морским транспортом доставляются 99,5 % всех грузов, в том числе 100 % твердого и жидкого топлива.
При этом в прошлом году поставки с континента через порты Приморья оказались сорваны из-за переизбытка грузов. Хотя транспортный кризис не привел к дефициту продуктов или лекарств, он на месяцы остановил нараставшее на Колыме впервые за десятилетия строительство. Именно безальтернативность маршрутов поставок привела к такой ситуации, а Севморпуть сможет создать полноценную альтернативу для безопасности жителей ДФО. Говоря о Колыме, Чукотке и Камчатке, не имеющих надежного наземного сообщения за счет железных дорог, – это вопрос безопасности порядка 500 тысяч человек.
КАКОВ НАШ ПЛАН?План развития Северного морского пути содержит пять основных разделов.
В частности, предполагается запуск регулярной каботажной линии по маршруту Санкт-Петербург / Мурманск – порты Дальнего Востока и в обратном направлении с частотой, как минимум, два круговых рейса в год. Для этого в акватории Северного морского пути будет создан российский контейнерный оператор международных перевозок.
Предварительно, уже к 2025 году должны быть запущены 3 радиолокационных спутника для осуществления контроля за движением арктических льдов, спутник для метеорологического мониторинга и 4 космических аппарата для обеспечения пользователей в Арктической зоне спутниковой связью и сетью Интернет.
В частности, обсуждается разработка опытного образца бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса для регистрации основных параметров ледяного покрова и метеорологической обстановки в районе расположения судна. На совещании был представлен проект интегрированной информационной системы координатно-временного обеспечения, а также прозвучало предложение по созданию единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути.
Предполагается, что все это сделает перевозку грузов по Северному морскому пути более выгодной и востребованной для грузоотправителей, позволит увеличить грузопоток по этому направлению и будет гарантировать безопасность поставок важных грузов на Дальний Восток.
ЦИФРЫ И ФАКТЫОбщий объем финансирования плана развития Севморпути до 2035 года может составить порядка 2 триллионов рублей.
При этом предполагается, что к 2035 году частые инвесторы вложат около 15,6 триллиона рублей в развитие инвестиционных проектов, формирующих грузовую базу Северного морского пути, что обеспечит прирост валового продукта на 28,5 триллиона рублей и налоговые поступления во все уровни бюджетной системы Российской Федерации в размере 16,3 триллиона рублей.
План создается по поручению главы государства, в целях обеспечения надежной и безопасной перевозки грузов по Северному морскому пути, а также ускорения развития его инфраструктуры.