Осужденных за нетяжкие преступления заключенных депутаты предлагают отправлять на сельскохозяйственные работы. Во многих регионах России использование труда заключенных в АПК уже сейчас помогает решать проблемы продовольственной безопасности.
Депутаты Госдумы от КПРФ готовят поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие за преступления небольшой тяжести такую меру наказания, как работа на стройках или в сельском хозяйстве. Об этом сообщил «Независимой газете» глава юридической службы КПФР Вадим Соловьев.
«На зонах почти отсутствует собственное производство, поэтому заключенным нечем заняться. Они сами периодически просят работу. Поэтому наше предложение позволит им и получить трудовую квалификацию, и заработать хотькакие-тоденьги», - заявилг-н Соловьев.
По его словам, законопроект предусматривает возможность для колоний заключать договора с разными предприятиями, не имеющими отношения к исправительным учреждениям. Предполагается, что заключенный, конечно, будет ходить на работу по собственному желанию, однако это станет обязательным условием его выхода на условно-досрочное освобождение.
Использование труда заключенных в секторе АПК – не новинка для России.
Так, в 2013-ом году одно из учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) стало победителям торгов по снабжению продуктами питания правительства Красноярского края. Об этом сообщал портал ПродMag .
«Могу заверить, что краевая власть обеспечивается продуктами очень хорошего качества»,— комментируя эту победу заявил тогда начальник ГУФСИН по Красноярскому краю Владимир Шаешников.
По его словам, продукция, произведенная в колониях, ориентирована на малоимущих граждан, отличается высокой экологичностью и низкой ценой и оптимально подходит для наполнения «социальных полок» магазинов.
Во всяком случае, в Красноярском крае планируют запустить сеть торговых точек по продаже продуктов, выращенных местными заключенными
Проект находится на стадии согласований, не исключено, что поправки, инициированные КПРФ, ускорят его реализацию.
ГУФСИН в своих возможностях не сомневается: благодаря собственным производствам красноярские заключенные уже сейчас полностью закрывают свои потребности в крупах, муке, овощах, так что вполне могут поделиться своей продукцией и с горожанами. Разумеется, все продукты проходят обязательную сертификацию и контроль качества.
«В подсобных хозяйствах ФСИН по краю содержится около трех тысяч голов крупного рогатого скота, 12 тысяч свиней, свыше 10 тысяч кур, работают два молокозавода, маслозавод. В настоящее время решается вопрос об увеличении до семи тысяч гектаров площадей под посевные. Это стало возможным после того, как краевые депутаты первыми в России отнесли хозяйства, в которых работают заключенные, к разряду сельхозпроизводителей. Теперь отношение и поддержка к нам точно такие же, как и к другим аграриям»,— отметил Владимир Шаешников.
И это – не единственный пример.
Летом 2014 года ФСИН России и правительство Вологодской области подписали соглашения о содействии региональных властей в создании новых рабочих мест для заключенных и передали службе исполнения наказаний разорившуюся птицефабрику в Малечкино Череповецкого района.
«Этот проект является пилотным в масштабах страны, и его воплощение в жизнь — серьезный шаг вперед по взаимодействию системы ФСИН России с регионами. Открытие птицефабрики позволит создать новые рабочие места для осужденных, а также жителей Череповецкого района, обеспечить продовольственные потребности уголовно-исполнительной системы», — цитирует РИА-Новости заместителя начальника ФСИН России Олега Коршунов.
По мнению экспертов отрасли, «приход» зэков на рынок сельхозпроизводителей нанесет ущерб отрасли. Аграрии опасаются, что не смогут честно конкурировать с «крепостными хозяйствами» ГУФСИН, где наемные работники будут трудиться за гроши, никто не будет воровать у хозяина комбикорм, а сами «тюремные колхозы» к тому же получат дотации, положенные сельхозпроизводителям.
«С такими поставщиками продовольствия на любом конкурсе или аукционе трудно будет соперничать любому «вольному» предприятию. Все ООО и ОАО заведомо в проигрыше по сравнению с тюрьмой, - считает главный редактор «ПродМага» Михаил Чкаников.- А после того, как краевые депутаты приравняли бригады зэков к сельхозтоваропроизводителям, они оказались вправе получать господдержку наравне с теми, кто никого не грабил, не убивал, не насиловал».
Это, по мнению эксперта, приведет к постепенному разорению честных фермеров и ухудшению социально-экономического положения в регионе, где власти доверят вопросы продовольственной безопасности заключенным.
Однако на волне импортозамещения в аграрном секторе власти уже склонны не обращать внимание на такие термины, как «использование труда невольников». Стране необходимо наращивать объемы собственного продовольствия, а после резкого падения рубля российский рынок труда стал малопривлекательным для мигрантов. Именно в связи с массовым оттоком иностранцев из аграрного сектора депутаты Госдумы решили внести изменения в Уголовный кодекс РФ и задействовать резерв тюрем и колоний.
Кстати:по состоянию на 1 ноября 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 672,1 тыс. человек (-5158 человек к началу года), из них в 728 исправительных колониях отбывало наказание 553,06 тыс. человек (- 6,8 тыс. человек) , в том числе:
- в 129 колониях-поселениях отбывало наказание 40,4 тыс. человек (+ 354 человека) ;
- в 6 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1891 человек (+ 31 человек) .
- в 219 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось – 115,7 тыс. человек (+ 1669 человек).
- в 8 тюрьмах отбывало наказание 1567 тыс. человек (+ 232 человека) .
- в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних 1,8 тыс. человек (- 184 человека).