Все модели грузовых автомобилей КАМАЗ считаются надёжной и долговечной техникой, вследствие чего они очень широко используются. Они соответствуют требованиям международных норм и стандартов, все имеют сертификаты качества. Но, несмотря на полную надёжность, некоторые детали и узлы со временем выходят из строя, а часть элементов автомобилей морально устаревают.
По своим конструкциям и условиям эксплуатации режимам работы некоторые «запчасти КАМАЗ» являются наиболее проблемными элементами, к таким, например, относятся подшипники скольжения (вне зависимости от моделей автомобилей). Они подвержены быстрому износу, и нуждаются в замене, к таким же проблемам можно отнести частое перегорание проводов, лампочек или предохранителе. Но, в любом случае неполадок непременно снижается производительность и эффективность работы автомобиля.
Такие системы и узлы машин, как двигатели, системы питания, охлаждения, тормозов, выпуска отработавших газов, подвески, «рамы КАМАЗ», рулевое управление, механизмы подъёма платформы, более всего нуждаются в замене или ремонте.
Чаще всего основные неполадки легко обнаружить во время технического обслуживания. Мероприятия ТО состоят из проверочных и крепёжных работ, регулировочных и смазочных мер, включающих замену масел и фильтров, элементов систем смазки и питания электродвигателя, а также в узлах и частях трансмиссии. Проблем с приобретением запчастей для грузовых автомобилей сегодня не существует, даже «продажа кабин КАМАЗ», сегодня поставлена на очень «широкую ногу», есть проблемы с большим количеством подделок, наводнивших российский рынок запчастей, однако, закупка которых может привести неполадкам в функционированию узлов, вплоть до аварийных ситуаций.
Основное отличие контрафактных частей от оригинальных деталей состоит в отсутствии заводской маркировки, а скрытые дефекты можно увидеть, к сожалению, только в процессе работы. Во всех дилерских центрах, которые поставляют
Условно, все запасные части к КАМАЗам, фигурирующие на российском рынке, можно разделить на «камазовские», «некамазовские», «омоложённые» и «неопределённые» запчасти.
«НеКАМАЗовскими» запасными частями являются элементы грузовых автомобилей для КАМАЗов, изготовленные достаточно известными и крупными заводами по собственной технической документации. Их производства полностью легальны и сертифицированы, однако качество их продукции не всегда соответствует КАМАЗовскими стандартам, в своём большинстве эти «узлы и агрегаты КАМАЗ» имеют значительные отличия от оригинальных частей. Единственным и достоинством считается низкая стоимость, так как низкое, в большинстве случаев качество, приводит не только к их быстрому износу, но и к износу других деталей, с которыми они соприкасаются, и, в результате, к ненадлежащему состоянию автомобиля в целом.
Все запасные части грузовых автомобилей КАМАКЗ, бывшие в употреблении, и прошедшие реконструкцию, называют «омоложёнными» деталями, и они условно подразделены на две группы. В первую группу входят полностью восстановленные узлы и детали. После разборочных мероприятий, каждая деталь проходит шлифовку, фрезеровку, покраску, другими словами всем деталям не только придают эстетичный вид, но и восстанавливают их функции, после чего производят сборку узла с использованием этих деталей. Ресурс этих деталей и узлов существенно снижен, и установить на него гарантию просто не представляется возможным. Вторую группу «омоложённых» запчастей составляют узлы, которые собирают из деталей имеющих минимальный износ, не требующих дополнительного восстановления или обработки. В результате сборки создаются новые узлы, практически новые запчасти, даже «коробки передач КАМАЗ», с отличными техническими характеристиками. После таких работ, произведённых профессиональными мастерами, очень сложно отличить «омоложённые» узлы от оригинальных запчастей.
А поскольку такие узлы и запчасти могут быть упакованы в фирменную упакованную тару с заводской маркировкой, то не вызывают у потребителей никаких подозрений. Необходимо внимательно проверять всю продукцию, на деталях всё равно остаются следы от инструментов, крепежа или шлифовки.
Ещё хуже обстоит дело с «неопределёнными» запасными частями к КАМАЗам, то есть, с деталями, изготовленными кустарным способом, по собственным чертежам «умельцев», копирующим добытые нелегальным способом чертежи и схемы завода-производителя, или по скопированным размерам оригинальной детали. В этих случаях все части изготавливают без надлежащего оборудования и инструментов, в гаражах и маленьких ремонтных мастерских. Понятно, какое качество можно ожидать от подобной «продукции», технологии, точность масштабного соответствия и марки используемых материалов, конечно, оставляют желать лучшего. Кроме откровенных подделок, существует и поддельный низкосортный товар мелких иностранных мастерских, имеющий поддельные характеристики и маркировку.
Поэтому, приобретая запасные детали к КАМАЗам необходимо помнить, что это сложные тяжёлые машины, и безопасность водителя может оказаться под угрозой из-за одной маленькой некачественной детали.