Увеличение загрузки действующих предприятий судостроительной отрасли, создание судов для работы на Северном морском пути, привлечение высококвалифицированных специалистов — эти и другие задачи поставлены в актуализированной редакции Стратегии развития судостроительной промышленности. Распоряжение о её утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент, и.о. заведующего кафедрой менеджмента организации Елена Бурмистрова отмечает: «В условиях продолжающегося санкционного давления особое значение для безопасности и экономического роста России приобретает развитие конкурентоспособной судостроительной отрасли. Ключевые направления развития судостроительной отрасли на данный момент определяются актуализированной редакцией «Стратегии развития судостроительной промышленности». В новой редакции документа предполагается интенсивное развитие отрасли с расширенными горизонтами планирования. Так, уровень загрузки действующих производств к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году — до 73%. Для реализации запланированного предполагается наращивание мощностей и компетенций по строительству крупнотоннажного флота, строительство новых верфей, расширение производственной базы. Это позволит не только повысить объёмы выпуска судов, но и обеспечить стабильность производственного процесса.
Стратегическим инструментом для роста и модернизации судостроительной отрасли выступает внедрение прогрессивных управленческих технологий, направленных на повышения эффективности работы предприятий, сокращения сроков строительства и снижения издержек. Такой подход способствует повышению качества продукции и конкурентоспособности отрасли как на внутреннем, так и на международном рынках.
Особое внимание в стратегии развития судостроительной промышленности уделено импортозамещению судового комплектующего оборудования. Планируемое увеличение доли российских комплектующих до 50% к 2036 году и до 80% к 2050 году позволит снизить зависимость от импорта, укрепить технологическую независимость и обеспечить устойчивость логистических и производственных цепочек.
Ещё одним важным элементом стратегии выступает развитие серийного судостроения. Так увеличение доли серийных судов с 30% до 50% к 2036 году и до 80% к 2050 году создаст условия для стандартизации, оптимизации технологических процессов и снижения себестоимости продукции. Это особенно актуально для удовлетворения растущих потребностей внутреннего рынка и развития транспортных коридоров страны. Приоритетное развитие флота для Северного морского пути (СМП) отражает стратегическую важность этого маршрута для России. Увеличение количества специализированных судов (ледоколы, нефтеналивные танкеры, газовозы) позволит не только обеспечить безопасное и эффективное функционирование СМП, но и поддержит развитие северных регионов страны, стимулируя экономический рост и укрепляя транспортную инфраструктуру. Кроме того, важным направлением является судостроение для транспортного коридора «Север — Юг», а также создание рыбопромысловых и пассажирских судов.
Также в стратегии подчёркивается необходимость формирования и развития кадрового потенциала. Подготовка, привлечение и мотивация квалифицированных специалистов — это основа для обеспечения высокого качества, безопасности и инновационного развития судостроения. Без устойчивого кадрового обеспечения реализовать масштабные проекты невозможно.
Стратегия развития судостроительной промышленности России ориентирована на создание конкурентоспособного, технологически независимого и устойчивого сектора, способного отвечать как внутренним, так и внешним вызовам. Её успешная реализация будет способствовать повышению пропускной способности транспортных коридоров, снижению стоимости и повышению безопасности перевозок, что в конечном итоге укрепит экономическую безопасность и суверенитет страны».
Источник фото: ru.freepik.com