За последние три года в системе среднего профессионального образования России появились 40 новых профессий и специальностей. Прием в систему СПО в 2025 году составил 1,3 миллиона человек. Привлекательность среднего профессионального образования обусловлена высоким уровнем трудоустройства — 81% выпускников находят работу по специальности.
Как отметил эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге Алексей Глушаков, появление 40 новых профессий и специальностей в системе среднего профессионального образования за три года при одновременной перепрошивке 265 стандартов под новый макет означает фактическую модернизацию «профессиональной архитектуры» российской экономики.
«Связка растущего приема в СПО на уровне около 1,3 млн человек в год и обновленных стандартов показывает, что государство пытается не просто увеличить контингент, а перестроить содержание подготовки под требования высокотехнологичных отраслей и демографические вызовы.
Особое значение имеют данные о том, что 81% выпускников устраиваются по полученной специальности: это редкий для системы образования случай, когда статистика подтверждает реальную прикладную ценность диплома, а не формальный статус. Для регионов это сигнал, что инвестиции в инфраструктуру колледжей, обновление оборудования и участие работодателей в разработке программ дают измеримый эффект, снижая риск структурной безработицы молодежи и закрывая дефицит квалифицированных рабочих и техников на местах.
В дальнейшем ключевым вызовом станет удержать баланс между скоростью обновления стандартов и качеством их реализации «на земле»: важно, чтобы новые профессии не оставались только в перечнях, а подкреплялись современными мастерскими, квалифицированными педагогами и устойчивыми партнёрствами с бизнесом. От того, насколько системно будет выстроен этот контур — от мониторинга рынка труда до корректировки ФГОС и практико ориентированных модулей, — будет зависеть, станет ли рекордная привлекательность СПО долгосрочным драйвером технологического развития и реальной социальной мобильности для выпускников школ», - прокомментировал эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге Алексей Глушаков.