Но цели повысить цены до $100 за баррель нефти нет ни у кого
Россия и Саудовская Аравия обладают основными запасами нефти и продолжают пользоваться своим положением как ключевые продавцы ресурсов. Однако соглашение между двумя странами не означает замораживания добычи на будущее. Об этом говорит тот факт, что конкретные квоты не определены.
«Эти две страны выступают за увеличение добычи, поскольку достигнуты цели ОПЕК+. Избыток предложения нефти, который нависал над рынком несколько лет, ликвидирован. Запасы вернулись на уровень средних за 5 предыдущих лет, что и было задачей ОПЕК+», – комментирует Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade.
По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованному 13 июня, запасы в странах ОЭСР в 2019 году будут на 27 млн баррелей ниже 5-летнего уровня. Учитывать нужно и то, что уменьшится предложение из-за кризиса в Венесуэле и возобновления санкций против Ирана. Поэтому на предстоящей в Вене встрече стран-экспортеров нефти Москва и Эр-Рияд предложат временно, на период III квартала, увеличить добычу на 1,5 млн баррелей в сутки (б/с).
«У ведущих в нефтедобыче стран нет цели задирать цены снова к горизонту $80–100 за баррель, поскольку это впоследствии приведет к снижению потребления и обрушению котировок.
Важнее соблюдать стабильность, без резких скачков цен, сохраняя их в диапазоне примерно $70–80. Рынку нужна предсказуемость, соответственно, это нужно и России, поскольку дает стабильность экспортного спроса и доходов от него. На такое оперативное текущее регулирование объемов нацелен новый подход в договоренностях России и Саудовской Аравии», – полагает Гойхман.
По его мнению, для нефтяных цен такой посыл ОПЕК+ означал бы меньшую волатильность и действительное колебание в пределах отмеченного диапазона.
Для российских нефтяных компаний такая ситуация вполне приемлема. Они готовы при необходимости несколько повысить добычу. Сейчас, при ее ограничениях, производители задействуют в основном месторождения с высокой рентабельностью. Остаются заделы производственных мощностей. Однако увеличение объемов добычи неприемлемо для других стран ОПЕК.
«За прошедшие месяцы стало очевидным, что страны-экспортеры способны в согласованных действиях во многом регулировать конъюнктуру в своих интересах. Но наступает новый этап в данном процессе. Уже не нужно всеми силами ограничивать предложение, а необходима более «тонкая» настройка и реагирование на текущую ситуацию. Для этого очень подходит формат постоянно действующего соглашения о взаимодействии между странами», – говорит Гойхман.
Как отмечает Денис Друщляк, аналитик консультационного центра «Митчелдин», нефтяной рынок мира все больше зависит от основных участников сделки ОПЕК+ и политики США. Конечно, остальные участники стран из ОПЕК+ имеют свои взгляды на развитие нефтяного рынка, но основной вопрос у них – это изменение квот в свою пользу, а не полный демонтаж структуры нового соглашения.
«Иран из-за неадекватной политики США теперь получил ситуацию, как в 70-е годы, когда ресурсы были поставлены, а деньги заблокированы в западных банках и благополучно потрачены – частная собственность работает не для всех. Участие Ирана в сделках теперь под вопросом, и нефть он может продавать только через третьи руки. Венесуэла, продолжая оставаться полигоном для проведения «оранжевых» революций, тоже не готова увеличить присутствие на рынке сверх имеющихся объемов», – говорит Друщляк.
По его мнению, снижение цен на новостях о приросте добычи в регулируемом объеме от 300 до 600 тыс. б/с уже по большей части отыграно. Рынок с новой вехой в исполнении спроса на нефть примирился, а средний коридор котировок на среднесрочной перспективе останется на уровне $70–80 за баррель.
«Экспортеры как в России, так и за рубежом получают вполне конкретные квоты и могут составлять прогнозы на следующие 2-3 года в своей стратегии развития. Это должно увеличить инвестиции в разведку, оценку и добычу новых месторождений, а также повысить эффективность инфраструктуры как компаний, так и связанных с ними отраслей»,
– считает Друщляк.
Эксперты единогласны во мнении, что, учитывая разноплановые взгляды внутри ОПЕК относительно вопроса по увеличению добычи нефти, предстоящая встреча стран ОПЕК+ в Вене будет непростой.
«Должно быть принято единогласное решение. Иначе есть вероятность срыва сделки, как в июне 2011 года, что может привести к резкому росту цен на нефть из-за дефицита сырья. Такой сценарий никому не выгоден, поскольку придется возвратиться к вопросу об увеличении добычи, чтобы стабилизировать цены. В итоге получается замкнутый круг, из которого так или иначе придется выходить и искать рациональное решение. При этом со стороны США вновь последуют обвинения касательно манипуляций в отношении нефтяных котировок и искусственного завышения цен», – говорит Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра».
С другой стороны, продолжает эксперт, если будет принято решение об увеличении добычи на величину 1,5 млн б/с, то Иран, Венесуэла и Ирак не смогут так быстро нарастить добычу по сравнению с Саудовской Аравией, которая располагает резервными мощностями и легко может с этим справиться.
«Многих интересует вопрос, насколько будет увеличена добыча нефти, если будет принято согласованное решение стран ОПЕК+. Я считаю, что заявленная цифра в 1,5 млн б/с будет пересмотрена в сторону уменьшения»,
– отмечает Гасанов.
По мнению эксперта, следует найти оптимальное значение между «ценой» и «ценностью» сырьевого рынка. В последнее время цена на нефть далеко отошла от самой ценности сырья, так как сокращение добычи является искусственной мерой, подтверждающей факт наличия достаточных запасов «черного золота».
«Оптимальным диапазоном цен на «черное золото» с учетом самой ценности сырья можно считать $68–72 за баррель, что чуть выше среднестатистической цены, рассматриваемой в годовом эквиваленте. Поэтому при принятии какого-либо решения относительно изменения квот по добычи нефти с целью корректировки мировых цен на сырье страны ОПЕК+, по сути, навязывают свою политику дальнейшего движения мировых цен. Такая позиция может усилиться, если Россия и Саудовская Аравия добьются соглашения с остальными участниками ОПЕК о переходе к регуляции и стабилизации мировых цен на нефть в любой момент времени», – полагает Гасанов.
Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum, отмечает, что нельзя сказать, что решение России и Саудовской Аравии продлить соглашение ОПЕК+ на бессрочной основе было неожиданным.
«Ранее о долгосрочных инструментах регулирования нефтяного рынка неоднократно говорилось со стороны Саудовской Аравии. Исполнение договоренностей, безусловно, будет оказывать поддержку ценам в то время, когда она будет требоваться. Особенно в периоды снижения мирового спроса на нефть», – говорит Капустянский.
Ключевым событием недели станет заседание ОПЕК+, которое пройдет 22-23 июня в Вене. Теперь, когда действие сделки будет бессрочным, главной интригой станет вопрос о расширении квот на добычу. Россия и Саудовская Аравия предлагают в III квартале 2018 года увеличить нефтедобычу на 1,5 млн б/с. Иран, Венесуэла и Ирак, напротив, намерены блокировать предложение об увеличении добычи.
«Скорее всего, квоты на добычу будут расширены. Этот факт может отразиться распродажами на нефтяном рынке. Технически Brent продолжает снижаться в рамках тренда от 17 мая 2018 года. Падение может усилиться до $70,65 за баррель. Но во многом дальнейшая динамика будет зависеть от решений ОПЕК»,
– отмечает Капустянский.
По мере приближения ключевого для рынка нефти события – саммита ОПЕК – цены на «черное золото» плавно перемещаются в более низкие диапазоны. В качестве сопротивления выступает уровень $75, пробить который Brent пока так и не удается.
«Сырьевые трейдеры пребывают в напряжении, гадая, каким будет вердикт экспортеров. Учитывая, что «в друзьях согласья нет», рынкам очень сложно определиться со своими ожиданиями, а ценам – с объективным вектором движения.
В результате Brent сползает на юг, поскольку повышенная неопределенность, которую так не любят рынки, заставляет игроков выходить из длинных позиций перед началом судьбоносной встречи производителей»,
– комментирует Роман Блинов, руководитель аналитического департамента компании «Международный финансовый центр».
Пока трейдеры сосредоточены на саммите, рынок игнорирует данные из США. В ближайшее время показатели добычи в США перевалят за отметку 11 млн б/с, что только усилит беспокойство по поводу возвращения профицита предложения на мировой рынок, несмотря на падение объемов поставок из Венесуэлы и Ирана.
«В краткосрочной перспективе и вплоть до начала переговоров стран ОПЕК+ котировки нефти, вероятно, будут оставаться под давлением, а попытки роста будут пресекать продавцы, которые хотят выйти из рынка на более выгодных уровнях», – полагает Блинов.
По мнению Михаила Мащенко, аналитика социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ, вариантов решения, которое могут принять экспортеры, немало. По большей части они носят негативный оттенок для перспектив Brent, поскольку увеличение добычи уже считается делом практически решенным.
«В силу широких разногласий по поводу масштабов изменения условий сделки, не исключается сценарий, при котором производители не смогут прийти к консенсусу и принять окончательное решение.
Другими словами, некоторые участники рынка предполагают, что переговоры могут и сорваться. Впрочем, это не худший вариант для Brent, которая в этом случае вырастет после первоначальной негативной реакции. Но это не есть базовый сценарий, который рассматривает рынок», – заключил Мащенко.