Тёмный цвет воды вокруг корабля — от нефти. Разлива не случилось, она сама бьёт со дна Байкала по 4 тонны в год. Ископаемое появилось тут 25 миллионов лет назад, теперь служит кормом для микроорганизмов. На свету виднеются капли чёрного золота.
Исследователям из МГУ и иркутского Лимнологического института не до красот озера. Тяжёлую стальную трубку с пластиковой «начинкой» готовят к погружению. Раньше использовали подводные аппараты «Мир», но срок их аренды закончился. Проявили смекалку.
— Упростили всё до невозможности — пластик используем обычный, канализационный, который продаётся в магазине. Чтобы кидать очень много труб. В этом рейсе мы кинули 72 трубы. Разгоняется она в свободном падении, — говорит заведующий лабораторией геологии оз. Байкал Лимнологического института СО РАН Олег Хлыстов.
Летит через километровую глубь, врезается в дно и уходит в него на четыре метра — это и есть керн, иными словами — проба.
Белые вкрапления в грунте — то, что искали пять лет. Газогидраты — смесь газа и льда.
— Может быть, это топливо будущего. Это очень интересная научная проблема. Она интересна с точки зрения фундаментальной науки, потому что это познание природы. Сами газовые гидраты не так давно стали известны науке. И она интересна и с точки зрения прикладной части, — говорит доцент геологического факультета МГ им. М. В. Ломоносова
Григорий Ахманов.
Огромные залежи газогидратов, продолжает учёный, есть в арктических морях на окраинах континентов. Добывать их пока не научились. На Байкале гидраты изучают. Поэтому зовут студентов — уже пятый год действует проект «Класс-Байкал», или «Плавучий университет».
— За время экспедиции со дна достали 170 таких проб. Все они отправятся на исследования в МГУ и иркутский Лимнологический институт.
В августе исследователи позовут японских коллег. А пока упаковывают ценный груз для лабораторий.