Важность создания комфортного и безопасного пространства для наименее защищенных социальных групп, и необходимость грамотного экологического проектирования предметно-развивающей среды для детей, познающих окружающий мир через игру.
Концепция целей устойчивого развития общества ориентирована на создание среды, которая не ущемляет права будущих поколений, за счет создания инклюзивного богатства территорий, улучшения качества жизни в постоянно изменяющихся экономических, социальных и экологических условиях.
В связи с этим идеи устойчивого развития создают предпосылки к появлению и развитию концептуально новых подходов планирования территорий. Одна из ключевых задач устойчивого развития — сохранение и поддержание окружающей среды, достойной человека, особенно наименее защищенных социальных групп — женщин и детей. Это предполагает приоритетность их интересов при планировании городского пространства. С таких позиций озеленение улиц, организация парков, уютных дворов и игровых площадок приобретают новый содержательный смысл. Особенно важно предоставлять детям и молодежи достаточно возможностей для игр, поскольку в игре и благодаря игре они познают социальный и материальный окружающий мир, учатся понимать и изменять его. С помощью игры они познают свои возможности.
Нехватка экологически чистого и безопасного пространства урбанизированных территорий ведет к усилению контроля за детьми со стороны взрослых, ограничению пребывания на улицах и возникновению ряда проблем. В основном, опасения родителей обусловлены проблемами, связанными с увеличением дорожного трафика, уровня преступности, загрязнения окружающей среды и др. В свою очередь сокращение пребывания детей на воздухе вызывает у них явление «синдром дефицита природы», возникающее у детей, имеющих ограниченный доступ к природной среде. Это ведет к повышению уровня ожирения у современных городских детей и росту психических нарушений здоровья.
Многие города испытывают сложности в создании комфортной и дружелюбной среды. При этом существуют различные примеры преобразования городского пространства. Так, в небольшой части города Фукуока на юге Японии был создан школьный сад. Со временем он превратился в биотоп и экосистему. Создание такого сада помогло детям во время игры узнать о существовании различных экосистем, увидеть жизненный цикл растений и наблюдать за изменениями в местной фауне.
Стоит отметить, что в работе над созданием сада активное участие принимали учащиеся школы, многие их идеи были реализованы.
Клайд-Уоррен-парк в Далласе, штат Техас является отличным примером городского парка, построенного над шоссе. Он очень быстро стал популярным местом отдыха у местных жителей, так как в нем предусмотрены различные возможности времяпрепровождения: здесь расположены детский парк с фонтанами, читальный зал, ресторан и лужайка для проведения различных мероприятий.
Для детей, которые пережили тяжелые психологические травмы в результате военных действий и перемещений (миграций), живущих в лагерях беженцев по всему миру, создание детских площадок очень важно. Они являются безопасным, стабильным и счастливым пространством в хаотичном мире. Но возможность играть на детской площадке часто остается несбыточной мечтой для многих детей-беженцев. Так в 2014 году фонд «Kayany» совместно с Сообществом по вопросам развития при американском университете в Бейруте, получил разрешение на строительство портативных школ для детей-беженцев в Ливане. В рамках проекта уделяется особое внимание строительству спортивных площадок, которые можно легко собрать и разобрать, они выполнены из подручных материалов, находящихся в поселке.
В соответствии с новым концептуальным подходом специалистами
Важно понимать, что ландшафтное планирование должно охватывать «пять чувств» — не только зрение, но и осязание, вкус, слух и обоняние. Экологическое проектирование природно-антропогенных комплексов с учетом подходов устойчивого развития должно ставить перед собой конкретные задачи и способы их решения. При этом работа над такими проектами должна базироваться на междисциплинарном подходе с использованием современных ГИС-технологий и методов специального комплексного моделирования. Такие информационные платформы позволяют наглядно продемонстрировать риски, вызванные растущей урбанизацией территорий, например, повышенным уровнем шума, загрязнением атмосферного воздуха, уменьшением растительности, биоразнообразия, изменением ландшафта. Использование ГИС-технологий поможет выбирать оптимальные площадки будущих техно-природных систем, корректировать уже существующие нагрузки на среду, выбирать наиболее приемлемые экологические, технические и экономические варианты.
В то же время нельзя полагать, что правильно организованный ландшафт поменяет восприятие мира ребенком в целом. Изменить окружающее пространство — это первостепенная задача, но она не решит проблему нехватки внимания к детям, и как следствие роста детской преступности, жестокости. У таких детей сформированы абсолютно другие ценности: взаимоотношения человека и природы они видят, как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов, что относится к направлению антропоцентризма. Необходимо с ранних лет учить детей любить природу, оберегать её, заботиться о ней, не нарушать целостность всего живого сообщества. Но добиться этого невозможно, если в их окружении нет таких мест, где можно познавать природу.
Таким образом, при
Источник: