Распечатать

Алкоголь предложили допустить в онлайн: как это может работать

DrinkPortal.ru: вода, соки и напитки ■ DrinkPortal.ru: вода, соки и напитки 25 июня, 13:32

Российские виноделы смогут продавать свою продукцию онлайн. С таким предложением вышла Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). В обращении к вице-премьеру - главе аппарата правительства Дмитрию Григоренко (письмо есть в распоряжении "Российской газеты", в аппарате Григоренко подтвердили его получение) представители индустрии предложили создать реестр продавцов, производителей и виноделов, которые смогут продавать российское вино онлайн. При этом подтверждение личности покупателя будет проходить через биометрию.

"Запрет на доставку алкоголя появился в 2007 году, и на тот момент он был оправдан, - поясняет глава АКИТ Артем Соколов. - Тогда не существовало технологий, позволяющих контролировать этот оборот в онлайне. Да и сам рынок был нецивилизованный, он, по сути, находился в зачаточном состоянии". С тех пор, по словам Соколова, рынок вырос в 300 раз. Более 80% предприятий общественного питания или магазинов продуктов питания предлагают свои услуги с доставкой. Это очень сильно поменяло клиентское поведение, поэтому люди даже не задумываются, когда что-то заказывают, - они предполагают, что им все это должны привезти. "Мы подумали, что сегодня есть возможности при помощи технологий, в первую очередь Единой биометрической системы (ЕБС), которая уже позволяет выдавать кредиты, проводить сделки с недвижимостью и т.д., оформлять сделки по продаже алкоголя онлайн", - рассказал Соколов. Он добавил, что авторы письма попытались найти баланс между выстраиванием "закрытого контролируемого контура" и "удовлетворением спроса и возможностью обеспечить вывод на рынок отечественной продукции".

В предложении речь идет о выстраивании всей цепочки от заказа онлайн до вручения заказа конечному получателю. Как указано в тексте письма, осуществлять продажу дистанционным способом могут только лица, включенные в реестр, при наличии у них лицензии на розничную продажу или производство российского вина. Продавцы могут размещать предложения о продаже российского вина только на тех ресурсах, которые включены в соответствующий реестр. Для включения в реестр продавцы, производители и интернет-магазины, а также онлайн-платформы должны будут подтвердить, что их оборот за предшествующий год или актуальные чистые активы составляют более 1 млрд руб.

"Количество продавцов будет сужено до приблизительно 500 торговых организаций, что позволит свести риски потенциальных нарушений к минимуму", - отмечается в письме. При этом в отношении отечественных производителей вина дополнительные критерии предлагается не устанавливать.

Обязательная идентификация покупателя должна быть реализована через ЕБС, передача алкогольной продукции получателю должна быть ограничена по времени, согласно требованиям регионального законодательства, через систему ЕГАИС. Доставка должна осуществляться либо напрямую получателю продукции, либо в лицензированные розничные торговые объекты. При этом необходимо введение нового вида административной ответственности для того, кто передает товар покупателю.

Курьеры, доставляющие алкоголь, должны быть наделены особым статусом
"Не ПВЗ и не доставка курьером до двери. Это под запрет полный, потому что в таком случае невозможно удостовериться в возрасте получателя. Только доставка до конечного клиента с условием, что доставщик взаимодействует с клиентом. Плюс мы считаем, что необходимо внести ответственность для лица, которое передает товар. Неважно, кто он - курьер, логист, третье лицо. Он несет ответственность за то, чтобы убедиться в том, что получатель совершеннолетний. Мы считаем, что эту ответственность по уровню надо приравнять к кассиру", - заявил Соколов.

В Центре биометрических технологий (ЦБТ), выступающем оператором ЕБС, "РГ" рассказали о механике работы сервиса. Он реализован благодаря интеграции двух государственных систем - ЕБС и ЕСИА. Чтобы воспользоваться сервисом подтверждения возраста, понадобится стандартная или подтвержденная биометрия. Стандартная биометрия регистрируется дистанционно в приложении "Госуслуги Биометрия", подтвержденная - в отделениях банков.

Сервис не предусматривает передачи каких-либо персональных данных сторонним организациям. "При покупке товаров с возрастными ограничениями в ЕБС поступает запрос о количестве полных лет покупателя. Если покупатель старше 18 лет, операция одобряется. Если младше - запрос на проведение операции отклоняется", - пояснили в ЦБТ.

Там обратили особое внимание, что для применения биометрии при онлайн-продаже алкогольной продукции требуется сформировать нормативные рамки. "Технологических ограничений для внедрения сервиса подтверждения возраста в онлайне нет. В случае если запрет на онлайн-торговлю будет снят, подтверждение возраста по биометрии может быть реализовано на двух этапах - при оформлении заказа и при его получении. При оформлении верификация возможна через приложение или интернет-сайт, где производится заказ, при получении - на устройстве курьера, пользователя или через терминал в пункте выдачи", - заявили в ЦБТ.

Тема возможности введения онлайн-продаж алкоголя активно обсуждается в последнее время. Так, в ходе дискуссии, организованной "РГ" на конференции ЦИПР-2025, замглавы Минцифры Сергей Кучушев в качестве мотивации для онлайн-платформ внедрять у себя биометрию (что сопряжено со значительными затратами) называл как раз возможность вывода в оборот товаров, запрещенных сейчас к дистанционной продаже. В том числе алкоголя.

Но есть и другая точка зрения. В конце мая Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) попросила исключить из разрабатываемого закона о платформенной экономике положение, которое фактически разрешает продавать спиртное и табачные изделия онлайн, если покупатель верифицировался через ЕБС. "Биометрия - это современный инструмент, но применительно к подакцизным товарам остаются серьезные риски нарушений", - считает глава АКОРТ Станислав Богданов.

Источник: Российская газета (https://rg.ru)