Как сообщает The New York Times, на заводе Tata Steel в Эймёйдене (Нидерланды) выпускается высококачественная сталь на заказ — от корпусов аккумуляторов до автомобильных деталей. Однако, как и другие производители, Tata сталкивается с глобальной проблемой: стали в мире производится больше, чем нужно.
По оценке ОЭСР, к 2027 году избыточное производство достигнет 721 млн тонн. Несмотря на это, ни одна страна не готова сократить выпуск материала, стратегически важного для экономики и обороны. Сталь остаётся основой современной жизни и символом промышленной мощи.
Как отметила Элизабет Броу (Atlantic Council), «сталь — один из немногих продуктов, к которым государства хотят иметь постоянный доступ». Особенно в условиях, когда страны ЕС больше не могут полагаться на США как на главного гаранта безопасности.
За последнее десятилетие китайская дешёвая сталь радикально изменила мировой рынок. При поддержке государства и без строгих экологических норм китайские предприятия производят больше стали и алюминия, чем весь остальной мир. Из-за замедления экономики КНР металл всё чаще экспортируется по демпинговым ценам, снижая мировые цены, прибыль компаний и инвестиции в зелёные технологии.
ЕС вводит антидемпинговые меры, но китайская продукция продолжает поступать, вытесняя европейскую. Даже такие страны, как Южная Корея и Япония, активизировали экспорт. «Это эффект домино», — говорит Луция Сали из Eurofer.
Столкнувшись с высокими затратами, конкуренцией из Китая и устаревшими мощностями, европейская отрасль испытывает дополнительное давление из-за американских тарифов. В июне президент Трамп ввёл 50%-ные пошлины на импорт стали и алюминия, что сократило экспорт ЕС в США и усилило конкуренцию на внутреннем рынке.
Великобритания получила частичное освобождение от тарифов, но её предприятия тоже страдают. Весной правительство взяло под контроль British Steel в Скэнторпе после угроз закрытия со стороны китайского владельца из-за убытков £700 тыс. в день. Также государство выделило £500 млн Tata Steel на переход к экологичной электродуговой печи в Порт-Талботе.
Завод Tata в Эймёйдене — второй по величине в Европе, планирует к 2030 году перейти на водород и природный газ, ведутся переговоры о субсидиях. Компания ежегодно обучает 150—200 специалистов. Однако переход к экологичным технологиям требует миллиардных вложений и связан с судебными тяжбами по поводу загрязнений.
При этом «зелёная» сталь обходится на 30—60% дороже традиционной. Tata предупреждает: при 50%-ной пошлине продукция может стать недоступной для американских клиентов, таких как Ford, Chrysler и Caterpillar, несмотря на то, что сейчас 12% продаж приходится на рынок США.