Но поддержка отечественной селекции продолжится.
Недружественные страны, которые покинули российский рынок семян в 2022 году, хотят на него вернуться, однако государство продолжит политику протекционизма в отношении селекции. Об этом сказала министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут в своем выступлении на пленарном заседании форума «Русское поле — 2025» в Казани.
Лут напомнила, что до 2022 года рынок был открытым и глобальным, что устраивало всех участников. Однако после того, как Россию «выкинули из международной кооперации», перед страной встала задача создать собственные разработки в сфере селекции растений.
«У нас были ситуации с нестабильностью поставок, но сейчас понятно, что все хотят уже опять с нами работать, все недружественные стороны хотят. Но ситуация была плохая, да, и мы поняли, что мы не хотим зависеть от настроения наших коллег», — подчеркнула она.
Как следует из презентации министра, в 2022 году доля отечественных семян на российском рынке составляла 60,3%, что существенно ниже показателя, зафиксированного в доктрине продовольственной безопасности — 75%.
К 2024 году показатель вырос до 67,6%. В частности, по зерновым и зернобобовым культурам доля отечественных семян увеличилась с 70,14% до 77,5%, по подсолнечнику — с 23,03% до 43,9%, по сахарной свекле — с 1,8% до 8,2%, по сое — с 43,39% до 50,1%. По мнению Лут, этому способствовало в первую очредь квотирование ввоза импортных семян.
«Первое, что мы сделали — нужно сформировать рынок. Рынок у нас был чужой. Нужно было сформировать рынок для своих разработчиков, чтобы они поняли, что есть к чему стремиться», — пояснила министр.
Лут признала, что протекционистские меры вызвали недовольство у части бизнеса, привыкшего к проверенным импортным технологиям. Однако именно они дали «настоящий толчок» развитию отечественной селекции, создав гарантированный спрос на российские семена. Участники форума в ходе онлайн-голосования также назвали квоты на импорт семян основным стимулом для развития отечественной селекции.
«Мы не закрывали на 100% рынок, потому что понимали, что у нас еще чего-то нет. Но закрыли его достаточно для того, чтобы те, кто работает на внутреннем рынке, поняли, что о них думают. Что у них этот рынок будет, будет спрос. И дальше, исходя из того, как они будут работать качественно и количественно, мы будем продолжать протекционистские меры для внутреннего рынка для того, чтобы поддержать наши разработки, наших производителей», — заключила министр.
https://www.furazh.ru/n/155E7