Распечатать

Россияне стали есть больше мармелада вместо шоколада

SweetsPortal.ru: кондитерская промышленность ■ SweetsPortal.ru: кондитерская промышленность 18 сентября, 13:51

За последний год продажи мармелада выросли на 12%, а зефира - на 9%, тогда как продажи шоколадных конфет и плиток снизились на несколько процентов. Главная причина - значительное подорожание шоколада. А кроме того, потребители воспринимают мармелад и зефир как более диетические сладости, поясняют эксперты.

Продажи кондитерских изделий и снеков за год (по июнь 2025 года) выросли на 4% в натуральном выражении и на 17% в денежном, подсчитали в исследовательской компании ICMR ("ГФК-Русь"). При этом растут продажи практически всех сладостей за исключением шоколадных конфет и шоколадных батончиков\плиток: в натуральном выражении продажи просели на 3% и на 8% соответственно. Наибольший рост наблюдается в мармеладе (12% в натуральном выражении) и пастиле/зефире (9%). Растут продажи также мучных сладостей - печенья, вафлей, пряников.

Одна из главных причин переключения потребителей с шоколада на другие сладости - возросшие цены на шоколад (плитки, батончики). Потребители в этой ситуации предпочитают более бюджетные категории - такие, как печенье с шоколадом, например, поясняет руководитель отдела "Потребительская панель" ICMR Римма Чурина.

Снижение спроса на шоколад совпадает с ростом цен, соглашается заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. Средние розничные цены на шоколад к сентябрю 2025 года составили 1482,9 руб./кг, что на 31,1% выше уровня 2024 года. При этом зефир подорожал менее резко: на 9,5% за год, до 481,7 руб./кг, приводит данные эксперт.

Рост себестоимости шоколада связан с мировой конъюнктурой. Мировой рынок испытывает дефицит сырья. Стоимость какао-бобов на бирже в конце августа находилась на высоких отметках, превышая 7,5 тыс. долларов за тонну, поясняет Леонов.

"Шоколад подорожал меньше, но потребитель не готов к резкому скачку цены, а снижение веса плитки при сохранении обертки не всегда работает. Вес некоторых плиток стал настолько малым, что не заметить хитрость производителя невозможно", - говорит профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов.

По оценке председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислава Богданова, кондитерские изделия занимают в общем объеме продаж продовольствия третье место после молочных и мясных продуктов, занимая порядка 14% от оборота. Он также подтверждает, что на фоне подорожания шоколада растет популярность изделий, где шоколад не является основным компонентом - батончики, вафли и конфеты с начинками и т.п.

Но, кроме доступной цены, потребители выбирают мармелад и зефир с пастилой, так как, видимо, считают их более здоровыми, "легкими" сладостями, считают все эксперты. По словам Богданова, сладости из диетического сегмента (без сахара и с повышенным содержанием белка, например, протеиновые конфеты и мороженое, а также конфеты из сухофруктов) демонстрируют двузначные темпы роста.

Натуральный шоколад в ближайшей перспективе будет элитным товаром, как это уже было в свое время, прогнозирует Чеглов. Даже при хорошем урожае какао бобов и улучшении экономического климата в мире он допускает в лучшем случае лишь "некоторую корректировка цен". К прошлому уровню цены уже вряд ли вернутся из-за усложнения логистики и аппетитов владельцев плантаций, которым уже не захочется лишаться сверхприбыли.

Если производители шоколада предложат инновационные продукты с более здоровым составом и доступной ценой, тенденция к переходу на мармелад и зефир может продемонстрировать замедление, предполагает Леонов.

Источник: Российская газета (https://rg.ru)