Распечатать

Выдержать удар. Аграрное машиностроение Алтайского края переживает непростой период

Зерно Он-Лайн ■ Зерно Он-Лайн 30 октября, 8:45

Аграрное машиностроение прицепом тянет за собой груз проблем сельскохозяйственной отрасли. Падение цен на зерно, сложности с реализацией, повышение ключевой ставки ЦБ негативно влияют на покупательную способность аграриев. Тем не менее, как считает собеседник «СК», заведующий кафедрой сельскохозяйственной техники и технологий АГАУ профессор Владимир Беляев, алтайским машиностроителям удается держать удар и даже инвестировать в производство в столь непростой период.

Не потерять конкурентоспособность

— Как в целом вы бы оценили состояние аграрного машиностроения края? Каково падение рынка?

— Естественно, аграрное машинострое­ние не только нашего региона, но и России в целом переживает не лучшие времена. Если в 2024 году еще как-то вытянули, по индексу промышленного производства получили небольшую прибавку, то в 2025 году в Алтайском крае уже просели — 87,8% по первому полугодию.

Причины понятны — провальные цены на сельхозпродукцию, особенно на пшеницу, которой занята у нас половина всех посевных площадей. Аграрии не получили той прибыли, которую могли бы вложить в обновление машинно-тракторного парка. Этот сезон также не обещает высоких цен на зерно.

Из-за обильных осадков серьезно страдает его качество, соответственно, и в аграрном машиностроении не стоит ждать улучшения ситуации с точки зрения повышения покупательной способности в ближайшей перспективе.

— Пока удается сохранять позиции?

— На «Дне сибирского поля» в этом году край выставил 15 единиц новейшей сельхозтехники, сделанной на Алтае. Это отличный показатель, особенно в нынешней ситуации. Он говорит о том, что наши машиностроители не намерены сворачивать производство.

Идет и техперевооружение предприя­тий. Пусть не массово и не так активно, но все же они переходят на новейшее оборудование, внедряют современные технологии, увеличивают производственные мощности.

В этом вопросе нельзя отставать от мировых производителей, иначе потеряешь конкурентоспособность. А мы выглядим вполне достойно.

Простой пример: в этом году провели испытания в разных регионах посевного комплекса «Алтай», сравнив его с лучшими мировыми аналогами по качеству посева, развитию растений и другим параметрам. И наш нисколько не уступил им. Поэтому с уверенностью можно сказать, что региональные машиностроители успешно справляются с задачей импортозамещения.

— Одной из ключевых проблем машиностроители называли зависимость от импортных составляющих при изготовлении техники. Насколько удалось уйти от этого?

— Многие задачи в этом плане наши предприятия решили, нашли замещение по отдельным комплектующим. Но нужно отметить, что, в принципе, у нас сильно не используется высокотехнологичное оборудование мировых производителей. Поэтому большинство предприятий серьезно не пострадали после закрытия границ и предлагают технику, собранную из отечественных комплектующих.

На вершине подъема

— Когда был пик развития алтайского аграрного машиностроения?

— Разруху 1990-х мы пережили. Потом, в 2000-х, пошел подъем. Активное техперевооружение заводов началось в 2005 году, и все последние годы они хорошо росли и по объему производства, и по качеству.

У нас появились многомиллиардники — предприятия, которые производили продукцию на несколько миллиардов рублей, ведущие компании, работающие с серьезной прибылью. Последние годы, как я уже говорил, многие проседают, но по итогу, надеюсь, экономический баланс все же сведут.

Сейчас важно удержать нишу, которую мы успешно заняли. Алтайские агромашиностроители производят достаточно большую линейку машин для посева, ухода за посевами, кормозаготовки: бороны, культиваторы, плуги и прочее. Единственное — нет уборочных комбайнов и сельскохозяйственных тракторов.

Мы занимаем лидирующее место в России, и даже по 2024 году край показывал очень неплохую динамику. Надеемся, что трудности будут преодолены и машиностроители смогут двигаться дальше. А потенциал есть, и мы можем достойно конкурировать с европейскими производителями.

Остановитесь, не догоните

— Хватит ли ресурса устоять?

— Конечно, важно сохранить машиностроительную отрасль. В первую очередь наших крупнейших производителей. Если сейчас потерять то, что наработали за последнее десятилетие, восстановить будет весьма сложно, а в ряде случаев и невозможно.

Предприятия подобрали квалифицированный персонал. Его нужно удержать, чтобы не потерять кадровый потенци

потенциал. Задачи стоят серьезные. И пока мы справляемся. Прежде всего за счет развития дилерской сети. А интерес к нашей технике есть не только у российских аграриев, но и у стран ближнего зарубежья: в Казахстане, Монголии, Таджикистане и других.

Мелким производителям, конечно, придется сложнее. Но у них не такие большие производственные объемы, соответственно, меньше риски. Есть определенная мобильность, и они могут перейти на обеспечение других отраслей.

— Вы сказали, что самое опасное для производства — кадровый потенциал, а как сейчас, по вашим оценкам, обстоят дела в этом вопросе в аграрном машиностроении?

— Большинство предприятий справилось с этой задачей, у них есть высококвалифицированные кадры, это и специалисты, и рабочие профессии. Это позволило внедрять и применять современные технологии в производстве.

Там работает и много наших выпускников, а молодое поколение очень быстро осваивает все новое и перспективное. Ведь сегодня нельзя годами разрабатывать новую модель. Отстанете, упустите рынок, потом не догоните.

Поучиться у Китая

— Был период, когда аграрии скептически относились к отечественной сельхозтехнике. На ваш взгляд, пересмотрели они свою точку зрения?

— Разговоры о том, что импорт лучше отечественного, еще можно услышать. Но они становятся все реже. И зачастую это связано с тем, что в самом начале становления агромашиностроения техника действительно была низконадежной. И причин этому было много, мы их понимали. Разработки были и тогда неплохие, но их было непросто реализовать.

Потом стали говорить, что наши копируют зарубежных производителей. Но заимствование, на мой взгляд, — это нормально. Подсмотреть что-то передовое у фирмы-конкурента и сделать еще лучше. Так прогресс и развивается.

Я был на многих выставках, в том числе и зарубежных. Там все ходят с фотоаппаратами, снимают друг у друга новаторские решения. Да, патентное право никто не отменял, и оно должно поддерживаться. И в этом заключается честная конкуренция.

altairegion22.ru

— Китай очень быстро завоевал рынок сельхозмашиностроения. Чего не хватает отечественным машиностроителям, чтобы угнаться за китайскими коллегами?

— У нас есть мозги, есть стремление развиваться. Вероятно, там иной подход к поддержке государством этой отрасли. Самому по себе, только за счет рынка, такого стремительного развития достичь невозможно. Тем не менее и мы смогли многое. Нам бы повысить устойчивость предприятий, которые напрямую зависят от рынка зерна.

Востребованность на технику у аграриев есть, нет возможности приобретать. Плюс высокие процентные ставки на кредиты, которые могут загнать сельхозпроизводителей в финансовую кабалу. В итоге машиностроители вкладывают деньги в производство, которое нельзя останавливать, иначе потом не запустишь, происходит затоваренность складов, финансы замораживаются. Да, придет время и спрос возобновится, но технологии могут уже устареть.

— Как часто аграриям нужно обновлять сельхозтехнику?

— Есть нормативный срок эксплуатации, но многое зависит от того, насколько интенсивно она используется. Конечно, многое зависит от степени ее надежности.

Есть примеры, когда фермеры обновляют технику раз в три года. Они считают, что ее ремонт — это нецелесообразно и неэффективно. А есть мелкие аграрии, которые работают на одном комбайне 20 лет.

По нормативу после 10 лет при средней эксплуатации сельхозмашины по-хорошему ее нужно обновлять. Да и технологии не стоят на месте. Сейчас один комбайн способен заменить пять старых единиц. Аграриям хотелось бы применять такие на своих полях, это позволит повысить эффективность и оптимизировать затраты, снизить потери.

— Как бы в целом охарактеризовали ситуацию в аграрном машиностроении? Это кризис или непростой период?

— Предкризисное состояние. Если мы сейчас не сможем выровнять баланс производства и сбыта и ценник на сельхозпродукцию останется на этом же уровне, а то и ниже, то следующий год будет тяжелейшим. Играют роль и мировые экономические процессы. Поэтому повода для особого оптимизма нет, но выстоять наши крупные предприятия, я считаю, должны.

Новости по теме:
Совкомбанк Лизинг присоединился к программам льготного лизинга ДОМ.РФ
Выпуск тракторов в России упал почти на 20% в январе — сентябре. Производство сеялок сократилось еще больше
Закупки донской самоходной сельхозтехники местными аграриями упали на 46%
За 3 года парк сельхозтехники Подмосковья увеличился почти на 2,5 тысячи единиц
Кабмин вместе с ФАС регулярно мониторят цены на сельхозтехнику

https://www.zol.ru/n/3FDDA
Источник: Алтапресс (https://altapress.ru)