Национальная компания «Продкорпорация», которая стала зерновым оператором страны, подвела итоги сезона. Как сообщили в компании, корпорация нарастила агроэкспорт и расширила географию поставок зерна, передает агентство АПК Новости.
АО «НК «Продкорпорация» по итогам 2024-2025 маркетингового года реализовала рекордный объем зерновых - 1,3 млн тонн. Это в четыре раза превышает показатель предыдущего сезона и является максимальным результатом за последние десять лет.
Рост объемов агроэкспорта обеспечен за счет расширения географии поставок и использования новых логистических маршрутов. Зерно поставлялось как напрямую зарубежным партнерам, так и через трейдеров, в том числе в рамках программы консолидации экспортных партий сельхозпродукции, которая упрощает доступ фермеров к внешним рынкам.
При этом приоритетом национального оператора оставалось обеспечение внутренней продовольственной безопасности. В первую очередь зерном были обеспечены отечественные мукомольные предприятия, животноводческие и птицеводческие хозяйства, а также перерабатывающие заводы.
Доля Продкорпорации в общем объеме экспорта зерна из Казахстана составила 8,9%, что подтверждает статус компании как стратегического национального поставщика. В течение сезона зерно экспортировалось в 12 стран мира. Традиционными рынками сбыта стали Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и Китай. Основным экспортным продуктом оставалась продовольственная пшеница 3 класса.
Одновременно были освоены новые экспортные направления. Свыше 143 тыс. тонн зерна направлено в Марокко, Алжир, Египет и Вьетнам. Поставки в Иран, Азербайджан и Грузию составили 62 тыс. тонн, что позволило Казахстану восстановить присутствие на этих рынках. Кроме того, по новому транспортному коридору через Азербайджан и Грузию впервые отправлена пробная партия зерна в Армению.
Важным достижением стало освоение сложных мультимодальных маршрутов. Поставки в Марокко и Вьетнам осуществлялись с использованием контейнерных перевозок железнодорожным транспортом до морских портов с последующей перевалкой на суда.
Дополнительный импульс экспорту придало государственное субсидирование транспортных затрат, которое повысило рентабельность поставок и поддержало цены на зерно на внутреннем рынке. Также для аграриев и переработчиков действует альтернативный инструмент - программа консолидации экспортных партий сельхозпродукции.
В рамках этой программы нацоператор оказывает фермерам и агропредприятиям поддержку в формате «единого окна», организуя выход на зарубежные рынки и подписание прямых контрактов с крупными иностранными покупателями. За неполные два года заключено 11 экспортных контрактов на общую сумму $49,8 млн. Вся выручка от экспортных продаж направляется аграриям и мелким трейдерам напрямую.
С помощью механизма консолидации отечественные производители поставляют на экспорт зерновые, подсолнечное масло и кормовую муку, в том числе на рынок Китая. Так, при поддержке Продкорпорации восточно-казахстанский завод Altyn Shygys поставил государственной компании Sinograin 10 тыс. тонн подсолнечного масла, а перерабатывающие предприятия экспортировали в КНР более 9 тыс. тонн кормовой муки.