Доля фальсифицированной молочной продукции снова растет. Эксперты объясняют это удорожанием себестоимости производства натуральных молочных продуктов и замедлением темпов роста доходов населения. Впрочем, пока доля фальсификата не превышает 2-3%. И инструменты борьбы с ним созданы.
По данным Россельхознадзора, в 2025 году нарушения были выявлены в 17,68% проб молока и молочной продукции - это максимальный показатель за последние четыре года. В 2024 году он составлял 13,09%, а в 2023-м - 12,04%. Всего в прошлом году было исследовано 9483 образца, из которых 1677 не соответствовали заявленному составу.
В надзорном ведомстве объясняют такой рост изменением фокуса контроля. В 2025 году Россельхознадзор по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова провел масштабные проверки магазинов низкой ценовой категории, включая сети "Светофор" и "Маяк". Именно этот сегмент, по оценке регулятора, несет наибольшие риски фальсификации из-за "дискриминационно низких цен".
Чаще всего молочную продукцию фальсифицируют за счет подмены молочного жира растительными маслами и жирами, использования говяжьего жира, крахмала, сои, а также не заявленных в составе компонентов - например, сухого молока. Как отмечают в Россельхознадзоре, молочная продукция остается одной из самых уязвимых категорий: она пользуется устойчивым спросом, имеет огромный товарооборот, а сама технология фальсификации относительно проста и экономически выгодна.
Гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев призывает различать легальное использование заменителей молочного жира и прямой обман потребителя, когда параметры продукта не соответствуют тому, что заявлено на этикетке.
По его словам, рост фальсификата связан с замедлением роста доходов населения. На фоне инфляции и удорожания натуральной молочной продукции спрос смещается в сторону более дешевых товаров. По данным Streda Consulting, за январь - ноябрь 2025 года спрос на молочную продукцию в РФ снизился примерно на 1%, а например, на сливочное масло - на 7%.
На этом фоне регуляторы делают ставку на цифровой контроль. В Роспотребнадзоре подсчитывают, что за последний год количество нарушений при считывании маркировки "Честный знак" на кассах сократилось в пять раз. С мая 2024 года на кассах было заблокировано почти 3 млрд единиц продукции, включая 613 млн попыток продажи молочной продукции с нарушениями. Основные причины блокировок - просрочка, нелегальный ввод в оборот, повторная продажа кодов и отсутствие корректной маркировки.
Производство молока в России в 2025 году стало рекордным за 30 лет
В Союзмолоко говорят, что данные надзорных органов требуют аккуратной интерпретации. Так, 613 млн заблокированных единиц молочной продукции составляют всего около 1% от общего объема рынка, а сами блокировки зачастую связаны с ошибками в документации.
Кроме того, в докладе Роспотребнадзора за 2024 год подчеркивается: доля незаявленных и потенциально опасных химических веществ в молочной продукции - одна из самых низких среди всех пищевых категорий. Мифы о меле, гипсе или соде в молоке, по оценке экспертов, пришли к нам из 90-х годов и не имеют под собой технологических оснований.
В федеральных торговых сетях риски появления фальсификата на полках сведены к минимуму, утверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. По его словам, продукция проходит многоступенчатый контроль через системы "Честный знак" и "Меркурий", а в ноябре 2025 года АКОРТ и Союзмолоко подписали Хартию участников рынка, вводящую механизм взаимных проверок через аккредитованные лаборатории.
Груздев считает, что вся методика борьбы с фальсификатом в РФ создана - это ФГИС "Меркурий" (и механизмы контроля, которые в ней заложены) и маркировка "Честный знак". К тому же с 2026 года для продукции с заменителями молочного жира повысился НДС - с 10%, как для натуральной молочки, до 22%. Помимо самого повышения НДС (и, соответственно, роста конечной цены продукции) это даст возможность налоговой инспекции напрямую подключиться к борьбе с фальсификатом. Потому что уклонение от уплаты НДС - это уже налоговое преступление. А дальше, по мнению Груздева, все упирается в эффективность работы надзорных органов, с одной стороны, и, с другой стороны, в прыткость предпринимателей, которые в погоне за прибылью занимаются фальсификацией продукции.