Бензин Онлайн » Новости

Реформа ФАС становится неизбежной

Бензин Онлайн28 июня 2017 г., 10:13

Функции ведомства были переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Спустя год очевидно - слияние двух ведомств негативно сказалось на работе ФАС, ФАС утратила способность реализовывать рыночные принципы формирования цен на услуги естественных монополий. Снова встает вопрос о необходимости реформирования ведомства и создании структуры, обладающей контрольно-надзорными функциями.

ОДНА СЛУЖБА - ОДНО МНЕНИЕ

Инициатива по передаче контрольно-надзорных функций по регулированию тарифов ФСТ в ФАС изначально вызывала сомнения. Объединение служб противоречило административной реформе, проведенной правительством в 2004 году. Согласно реформе произошло разделение законодательно-нормотворческой деятельности и надзорно-контрольных функций. Нормотворческой деятельностью было предписано заниматься министерствам, надзорной - службам.

Наличие нескольких регуляторов позволяло правительству иметь несколько точек зрения на решение одной задачи. Слияние функций сузило число альтернативных мнений. Ни одна страна мира не практикует слияние службы регулирования тарифов монополий и службы антимонопольного контроля. В российском прочтении получился парадокс - ФАС определяет нормативы и контролирует их соблюдение.

Возможность отстаивать рыночные механизмы формирования цен на услуги естественных полномочий была утрачена. Эта проблема проявилась в ходе реализации инициативы ФАС по возврату к тарифному регулированию в портах. До 2013 года нормативы устанавливала ФСТ, но затем позволила 58 стивидорам назначать их самостоятельно. Но под подозрение ФАС относительно завышения цен на услуги попали 9 компаний, и ведомство решило вернуться к старой системе тарифообразования. Отмена регулирования тарифов дала мощный толчок развитию рыночной среды в портовом бизнесе. Инициатива с возвратом госрегулирования - удар по частным инвестициям, которые, по оценкам экспертов, в 2017 - 2020 годах не превысят 50%, т. е. портовая сфера теряет более 140 млрд. рублей частных денег, что затормозит развитие объектов морской инфраструктуры.

ЛУЧШЕ НЕ СТАЛО

Среди компаний, против которых ФАС возбудила расследования, - АО «Новороссийский морской торговый порт» и ООО «Приморский торговый порт» (активы группы НМТП), АО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт» и ООО «Восточная стивидорная компания» (входят в группу Global Ports), ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» и ПАО «Туапсинский морской торговый порт» (группа UCL), АО «Мурманский морской торговый порт» и ЗАО «Агросфера». Компаниям грозил штраф в случае доказательства их вины в размере от 1% до 15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

ФАС без судебного решения может вторгаться на территорию компаний, в отношении которых была возбуждена проверка, и изымать документы, содержащие коммерческую тайну. ФАС, создававшаяся в качестве службы, обязанной защищать бизнес, выглядит ведомством, которое этот бизнес кошмарит.

Другой негативный пример. Участники рынка естественных монополий рассчитывали на заморозку тарифов в результате слияния двух ведомств, но этого не произошло. В апреле ФАС выступила с инициативой привязать рост тарифов к прогнозируемой инфляции, чтобы тарифы на услуги ЖКХ каждый год росли на 4%, а тарифы на электроэнергию для населения выросли даже выше инфляции на 5% в год.

Согласно Федеральному закону от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» крупные компании имеют право совершать сделки слияния и поглощения только с предварительного согласия органов Федеральной антимонопольной службы, которая имеет возможность широко трактовать установленные законом мотивы для отказа. За последний год отказано лишь 0,3% сделок о слиянии и поглощении.

 

ШТРАФНОЙ УДАР

ФАС преуспела в назначении штрафов. Большинство предпринимателей (порядка 70%) считают их неправомерными и оспаривают в суде, 10% дел предприниматели выигрывают. В России малому и среднему бизнесмену легко стать монополистом и нарваться на штрафы ФАС. Доходит до смешного: ИП, организовавший баню; муниципальное предприятие, которое занимается стиркой и глажкой; фирма, изготавливающая печати и штампы, и многие другие, около 15 тысяч компаний входят в реестр монополистов ФАС. Выручка среднего монополиста - 337 млн. рублей в год, что в 10 тысяч раз меньше выручки Газпрома. Прибыль ЗАО «Михайловское автотранспортное предприятие» составляла 20 - 30 тыс. рублей, но этого достаточно, чтобы признать его монополистом. ИП из Горно-Алтайска, организовавший батутный бизнес в своем городе, также едва не оказался монополистом. Примеров масса, 65% монополистов приходится на малый и средний бизнес.

Любопытно, что ФАС признает монополистами российские компании, но с осторожностью относится к иностранным. На 2,5 тысячи дел о «злоупотреблении доминирующим положением» (главная антимонопольная статья), которые возбудила ФАС в прошлом году, приходится 16 дел в США, одно в Великобритании, а всего - 797 у более чем сорока стран, участвующих в рейтинге Global Competition Review. То есть ФАС фактически не защищает российский бизнес от иностранных конкурентов. В рамках антимонопольных расследований ФАС на зарубежные компании в России за последние 10 лет пришлось только 0,5%.

Это наводит на мысль - избыточность полномочий ФАС усилила давление на бизнес, что негативно сказывается на деловом климате и развитии экономики в целом. Напрашивается вывод, что ФАС исполняет свои обязанности с искажениями и перекосами. Качество работы Службы оставляет желать лучшего по всем направления деятельности, даже тем, которые она выполняла до слияния с ФСТ. А руководство ФАС игнорирует проблемы и старается расширить полномочия и функции регулятора. Недавно ведомство выступило с инициативой утверждать инвестпрограммы крупных субъектов естественных монополий на заседании правления ФАС, и была введена уголовная ответственность за правонарушения, которые находятся в ведении ФАС, что увеличило риски для занятий бизнесом в России.

КСТАТИ

Бизнес ждет перемен

Весьма актуальным представляется дальнейшее реформирование антимонопольного и тарифного регулирования. Действия крупных монополистов и картелей наносят экономике серьезный ущерб, и расследование этого связано с необходимостью проведения оперативно-розыскных мероприятий. Важно понимать специфику деятельности крупных хозяйствующих субъектов, обладать знаниями о структуре отраслевых рынков и многом другом.

Выходом могло бы стать создание специализированного органа исполнительной власти с прямым подчинением правительству РФ или Минэкономразвития. Его деятельность будет сосредоточена на вопросах тарифного и нетарифного регулирования, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в рамках реализации стратегических планов развития, как федеральных, так и региональных. Остальные вопросы антимонопольного регулирования, касающиеся защиты конкуренции, прав потребителей и много другого, представляется целесообразным оставить в ФАС. Служба может продолжать подчиняться напрямую правительству, или перейти в Минэкономразвития, или войти в состав Роспотребнадзора.

Эта реформа соответствует мировой практике. В США существует специализированное подразделение Минюста, которое координирует свою деятельность с Федеральной комиссией по торговле. Проведение реформы потребует усиления Минэкономразвития в вопросе формирования государственной политики в области конкуренции, логичным развитием ситуации будет передача полномочий ФАС профильному министерству.

 

http://www.benzol.ru/n/56944
Источник: Benzol.ru
Просмотров: 28

Печать